В-пятых, взаимодействуя как деловые партнеры, практикуются в общении.
В-шестых, практикуются в организации коллективно-распределенной деятельности, находясь каждый в позиции одного из авторов, и т.д.
Содержание проектной деятельности - это представления о возможных и действительных мирах. И поэтому важно отметить, что педагог осуществляет рефлексию собственной деятельности и учится самопознанию не только когда его приглашают к этому на каком-то этапе процесса, но и тогда, когда он находится в позиции проектировщика, в позиции реализатора этого проекта, в позиции аналитика. Рефлексия позволяет соотнести основания собственной деятельности с логикой развертывания содержания, с целями, с реальными условиями. А это значит, что учитель постоянно находится в позиции диагноста, корректировщика.
Таким образом, занимаясь проектной деятельностью, преподаватель еще более глубоко осознает, что педагогическая деятельность в системе развивающего обучения представляет собой сложный процесс.
Во-первых, происходит коренная смена позиции исходя из конечной цели развивающего обучения, так как основная задача учителя - обеспечить условия для становления ребенка как субъекта учебной деятельности, заинтересованного в самоизменении и способного к нему.
Во-вторых, чтобы школьники овладели содержанием деятельности, учителю необходимо организовать эту деятельность, управлять этим процессом и одновременно находиться внутри него, будучи таким же субъектом деятельности.
В-третьих, выделив предмет деятельности учения в структуре развивающего обучения (учебная деятельность), продукты этой деятельности (знания, умения и навыки, свойства и качества личности), учитель понимает, что перед ним встает серьезная задача осуществления мониторинга в новых условиях.
В-четвертых, из урока в урок, удерживая цели обучения, учитель постоянно находится в конкретной ситуации взаимодействия "педагог - коллектив класса - индивид" и вынужден быть готовым к смене позиций (организатор, исследователь, деловой партнер, диагност, корректор, координатор, аналитик, психолог и т.д.) и даже удерживать сразу несколько позиций.
В-пятых, учебный процесс - это целостная система. Системообразующими понятиями выступают цель обучения, совместная деятельность учителя и учащихся, результат. Переменными составляющими этого процесса выступают средства управления, которыми учитель и должен овладеть. Это содержание учебного материала как система научных понятий, методы и приемы обучения, средства обучения, организационные формы обучения (процесса учебной деятельности учащихся, совместной деятельности учителя и детей).
В-шестых, чтобы управлять учебным процессом профессионально, организовать его и получать хорошие результаты, педагог должен овладеть содержанием базовых типов деятельности: ремеслом, исследовательской, проектной, программной. Причем происходит усвоение содержания каждого из видов деятельности, если она и есть предмет деятельности.
В-седьмых, педагогическая деятельность, являясь особой формой управленческой деятельности, должна решать две взаимосвязанные задачи - обеспечение процесса развития и саморазвития личности ребенка (школьника), саморазвития и самоизменения учителя.
Это не все выводы, подтверждающие сложность осуществления деятельности педагога в рамках РО. Но даже они говорят о том, как много приобретает учитель, когда серьезно и целенаправленно участвует в проектировании.
Как осуществляется сам процесс проектной деятельности - это содержание отдельной публикации. Отметим только, что результат, сама организация зависят от многих параметров. Какова исходная ситуация? Кто участники проектирования, каковы их мотивы, потребности? Кем, как определены цели? Каковы истинные цели проектирования? Какими средствами деятельности располагают проектировщики? Что на самом деле является содержанием совместного труда? Кто руководит этим процессом? Какие формы организации выбраны? Как осуществляются анализ, самоанализ, оценка, рефлексия самого процесса и результатов?
|