Наконец, отметим еще один из результатов проектной деятельности. У учителей школы наработан опыт подготовки, проведения и анализа уроков. У каждого он собственный, но можно представить общий план действия. Еще при тематическом планировании учителя выстраивают задачную структуру предметного содержания; выделив объекты исследования, продумывают и записывают цели; фиксируют ожидаемые результаты: способы действий, умения, навыки.
Приступая к проектированию, учитель определяет место данного урока в ряду других, выделяет предмет исследования, формулирует дидактические цели, ориентируется в целях своей деятельности. Если надо, то набрасывает план своих действий, план проекта. Затем идет работа по созданию самого проекта. Проект может быть расписан подробно или кратко, схематично. Проект урока - это подробно разработанный механизм, представляющий собой целостную динамическую систему. Конструкция этого механизма может быть блочной, структурной, блочно-структурной или любой другой. Но там должно быть представлено предметное содержание и логика его развертывания на уроке, организация процесса решения учебной задачи в соответствии с закономерностями развертывания коллективно распределенной учебной деятельности и при наличии содержательной мотивации, формы организации совместной деятельности учителя и учащихся по достижению цели урока, коммуникативный процесс. После того как проект будет готов, он подлежит анализу. Затем может быть составлен план урока. Реализация на практике модели урока предполагает внесение каких-то корректив по ходу действий исходя из реально сложившейся ситуации. Когда урок уже проведен, учитель старается проанализировать и проект, и реальный урок: что получилось, что не удалось реализовать? Почему? Что следует учесть на следующем уроке?
Итак, если педагогическая деятельность строится в режиме саморазвития субъекта этой деятельности (учителя развивающего обучения) и есть возможность через организацию методической работы в школе и в сотрудничестве с коллегами отобрать, накопить собственные средства, методы, приемы профессионального мастерства, то, пожалуй, состоится педагог-творец, педагог-личность. Педагог, способный работать в условиях, где учебный процесс ориентирован на потенциальные возможности человека, где школьник сможет реализовать свои способности, приумножить их, где обучение - ведущая движущая сила психического развития ребенка.
Мария БУРА, методист СибИРО |