Успех развития принципиально новой образовательной системы в рамках школы зависит и от того, как организованы непрерывное педагогическое образование и система повышения квалификации учителей, то есть фактически речь идет о содержании, формах и организации методической работы.
Основная и наиболее сложная задача, с которой сталкивается учитель, осуществляющий развивающее обучение, - это организация учебной деятельности учащихся. При этом учитель должен:
1) иметь хорошие теоретические знания об особенностях учебной деятельности, ее закономерностях и условиях формирования;
2) освоить новые формы и методы организации учебного процесса, то есть овладеть новой педагогической технологией;
3) хорошо знать содержание учебного материала и логику его развертывания как системы научных понятий;
4) хорошо владеть техникой педагогического общения, занимая позицию делового партнера, активно сотрудничая с учащимися в процессе решения учебных задач;
5) чтобы обучение стало развивающим, учителю следует добиваться реального усвоения учениками намеченной системы понятий в рамках "квазиисследовательской" деятельности, а это значит, что учитель должен овладеть методами педагогической диагностики, причем диагностика не только важна сама по себе, но и должна стать шагом в коррекции развития ребенка;
6) так как педагогическое взаимодействие может быть эффективным лишь в том случае, когда его участники (взрослый и дети) являются взаимно значимыми, учитель должен знать возрастные и индивидуальные особенности своих подопечных.
Решить все эти задачи под силу только человеку, который сам становится субъектом учебной деятельности, мастером педагогического труда, способного через свою профессию познать самого себя, то есть способного к самоизменению через собственную интеллектуальную деятельность.
Тогда задача методиста, директора школы состоит в создании таких условий, при которых учитель смог бы реализовать себя как субъект педагогической деятельности.
Организуя методическую работу в школе, необходимо прежде всего определить цели этой работы, продумать ее систему, проводить ежегодный анализ и на основании этого корректировать дальнейшее продвижение коллектива в реализации поставленных задач.
Решение перечисленных выше задач - это и есть основное содержание учебно-методического процесса в школе развивающего обучения.
Если говорить о формах организации методической работы, то это в первую очередь постоянно действующие семинары: научно-практический, проблемный, психологический. При проведении научно-практических семинаров мы занимались изучением понятий, лежащих в основе теории развивающего обучения, знакомились с достижениями психологов и педагогов в данной области, рассматривали вопросы, связанные с реализацией этой теории на практике. Основное содержание психологических семинаров - это конструирование понятий "деятельность", "учебная деятельность".
В нашей школе систематически проводятся тематические семинары: по организации орфографического списывания, по формированию учебно-познавательного интереса у учащихся на уроках математики в 1-м классе и др.
Дают хороший результат проводимые методические "оперативки", практикумы по возникшим проблемам, встречи по обмену опытом. Организованы взаимопосещение уроков, проведение открытых уроков внутри школы и для учителей из других школ, городов.
У педагога школы всегда есть возможность получить консультацию у методиста, у коллег. В библиотеке школы постоянно накапливается необходимая для учителя учебно-методическая и психологическая литература.
Все учителя школы серьезно занимаются самообразованием. По итогам полугодия и года каждый учитель школы обязательно отчитывается о реализации программы, проводит анализ своей педагогической деятельности, анализ деятельности учащихся, анализ развития детей и продвижения их в содержании, усвоения ими системы понятий.
Идет накопление опыта в проведении мониторинга по разным направлениям деятельности как школьников, так и самого учителя.
|