Содержание раздела "Общеразвивающие физические упражнения" включает в себя упражнения с разной биомеханической формой движений (вращательные, ациклические и циклические), направленно воздействующие на развитие основных физических качеств и логически связанные по содержанию с учебным материалом разделов "Практические умения" и "Знания". Раздел "Требования к уровню подготовки учащихся" складывается из требований к освоенности знаний и способов физкультурной деятельности, а также требований к технической и физической подготовленности, которые представляются тестами по оценке основных физических способностей (скоростных, силовых, координационных и выносливости). II ступень - основное общее образование (обязательное, 5-10 классы) Целью физкультурного образования в основной школе является индивидуализация личности учащихся в физической культуре посредством овладения основами физкультурной деятельности с общеприкладной и спортивно-рекреационной направленностью. Реализация данной цели предполагает решение следующих общих задач: - формирование знаний о функциональной направленности физических упражнений, их эффективном использовании для укрепления здоровья, развития физических качеств и способностей, организации досуга и формировании индивидуального стиля жизни; - формирование знаний об основах самостоятельного освоения двигательных действий и развития физических качеств, коррекции осанки и телосложения, способах планирования и контроля физических нагрузок, профилактики травматизма во время занятий физической культурой и оказания доврачебной помощи при травмах и ушибах; - расширение двигательного опыта за счет овладения двигательными действиями избранного вида спорта и использования их в самостоятельных формах занятий; - совершенствование функциональных возможностей организма, направленное развитие его основных жизнеобеспечивающих систем, посредством направленной общеприкладной и спортивно-рекреационной подготовки, развитие общих и специальных физических качеств и способностей; - воспитание индивидуальных психических черт и способов коллективного общения, правил и норм этического и нравственного поведения в процессе организации занятий физическими упражнениями и спортивно-соревновательной деятельности; - создание представлений об индивидуальных психосоматических и духовно-нравственных особенностях, физических возможностях организма и способах их развития в целях укрепления здоровья и поддержания его функционального оптимального состояния; - формирование практических умений в организации и проведении самостоятельных форм занятий физической культурой с функционально различной и социально ориентированной направленностью. Сохраняя преемственность со структурой учебного содержания в начальной школе, в основной школе выделяются три учебных раздела: "Основы знаний о физкультурной деятельности", "Способы физкультурной деятельности с общеприкладной и спортивно-рекреационной направленностью", "Требования к подготовке выпускника основной школы". Раздел "Основы знаний" ориентирован на углубление представлений учащихся о сущностных основах физкультурной деятельности, ее роли и месте в жизнедеятельности человека, формах организации занятий в их оздоровительной направленности. В части практических знаний, в этом разделе раскрываются особенности индивидуального планирования и регулирования физических нагрузок, контроля за индивидуальным физическим развитием и физической подготовленностью. В структуре этого выделяются соответствующие тематические направления: "Культурно-исторические основы физкультурной деятельности", "Психолого-педагогические основы физкультурной деятельности" и "Медико-биологические основы физкультурной деятельности". Раздел "Способы деятельности" ориентирован на физическую подготовленность учащихся, повышение их функциональных возможностей и формирование социальной активности. Для реализации этих ориентации данный раздел учебного предмета представлен в двух видовых формах физической культуры: "Способы физкультурной деятельности с общеприкладной направленностью" и "Способы физкультурной деятельности со спортивно-рекреационной направленностью". Содержание каждой из этих форм включает свои специфические практические умения, двигательные действия и навыки, физические упражнения. В процессе освоения содержания этих видовых форм физкультурной деятельности достигается всесторонность и гармоничность физического развития учащихся, обеспечивается достаточный уровень их физической подготовленности, формируются умения использовать средства, методы и формы организации физической культуры в самостоятельных (индивидуальных, групповых и коллективных) занятиях. Помимо этого, в сочетании с осваиваемыми знаниями, у учащихся формируются ценностные ориентации на укрепление здоровья, коррекцию телосложения и повышение физической подготовленности, а также на организацию здорового досуга и здорового стиля жизни.
|