Образование в РоссииДошкольное образованиеШкольное образованиеПрофессионально-техническоеВысшее образованиеНаучно-исследовательская деятельностьПовышение квалификацииОбучение Internet
 
Новости
Каталог школ
Каталог сотрудников
Документы
Учителю
Первокласснику
Ученику
Родителям
Образование за рубежом
Рефераты
Литература
Пресса
Отрывки из сочинений
Гостевая книга
Наши партнеры
Ссылки
 
Каталог классов и групп
Одноклассники
 
Свежие новости
Конструктор для ваших сайтов
Бесплатный хостинг
Служба рассылки
Игровой сервер
Бесплатно скачать mp3
Открытки для влюбленныз
Социологические опросы
Лучшие Тесты
Какой у тебя характер?
IQ
Психологический возраст
Любит - не любит
Кого назначит вам судьба?
Ждет ли вас успех?
Какому типу мужчин вы нравитесь?
Посмотрите на себя со стороны
Какая работа для вас предпочтительнее?
Есть ли у тебя шестое чувство?

Поиск по сайту
 статью
 учреждение
 сотрудника
 

Методические рекомендации к курсу словесности в 7 - 9 классах
<<назад
 1  2  3  4  5 

Итак, тема урока: "Экспрессивная роль в тексте имен существительных, прилагательных, глаголов, местоимений".

Я хочу подробно остановиться на теме: "Экспрессивная роль числительных в тексте", показать, как лучше можно изучить эту тему на уроке. На изучение этой темы отводим 2 часа.

1 урок... Лекция учителя с элементами беседы и исследовательской работой. Именно слово - главное орудие педагогического мастерства. Цель урока: проследить за функцией числительных в художественной речи. Обычно имя числительное выполняет две функции: информативную и экспрессивную. Прежде чем приступить к исследовательской работе, сообщаю учащимся о значении чисел в древности. Вспоминаем устное народное творчество, где использовались числительные-символы: 3, 7, 40, 100.

Фольклорно-евангельское число "три" (в фольклоре - три дороги, три сына, три встречи). Число "три" в древности у славян символизировало: три уровня дерева, а также основные жизненные поднятия: небо, земля, преисподняя. В Евангелии - три отречения Петра, Иисус три раза обращается с вопросом к Петру, три года искали плодов на смоковнице.

Число "четыре" - это число имеет основополагающее значение. Есть четыре времени года, четыре направления, четырехклеточные стадии в эмбриональном развитии, четыре стадии человеческой жизни, четыре "мира". К этому следует добавить, что "четыре" восходит к фольклорной и евангельской символике: 4 стороны света (пойти на все четыре стороны), 4 ветра, 4 Евангелия, 4 ангела, 4 имени сатаны, 4 сотворенных Богом предмета, 4 имени народа (Откровения Иоанна Богослова - главы: 4, 7, 12, 14, 17). Интересный вывод делает В.Н.Топоров: "Эта четырехчленная вертикальная структура, семантически приуроченная к мотивам узости, ужаса, насилия, нищеты, противопоставлена четырехчленной горизонтальной структуре (на все четыре стороны света), связываемой с идеей простора, добра, воли и спасения". Можно вспомнить и учения пифагорейцев, приписывавших различным числам тайные значения. Пифагорейцы утверждали, что числа являются и сущностью вещей, подробно определили качество и роды чисел, создав пифагорейский математический символизм и таинственную мистику чисел.

Число "семь" пифагорейцы называли символом святости, здоровья, разума. Теологи называют число 7 "истинно святым числом", как соединение числа 3 (божественного совершенства троицы) и числа 4 (мирового порядка), следовательно, число 7 является символом "союза" Бога с человеком, или общением между Богом и его творением. В Библии говорится о том, что в седьмой день Бог почил, семь животных берет Ной в ковчег, семь урожайных и семь неурожайных годов в Египте. Каждый седьмой день и седьмой год свят, после 7х7 наступает юбилей.

Прошу учащихся вспомнить пословицы, поговорки, где встречаются числа "7" и "3". Эти числительные дали жизнь многим русским фразеологическим сочетаниям. В книге С.И.Львовой "Уроки словесности в 7 - 9 классах" дан интересный материал на эту тему. Учитель может воспользоваться им при подготовке к уроку. Число "9" завершение ряда 3х3 (3+3+3), число 12 - считается символом злодеяния, ибо в полночь появляется нечистая сила; все убийства совершаются именно в это время. "30" - число-символ; 30 сребреников - сумма, за которую Иуда продал Христа. Число предательства, позорное число. "11"` - это число связано с евангельским сюжетом. Евангельская притча о том, что "царство небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой". Выходил он нанимать работников в третьем, шестом, девятом, одиннадцатом часу. Вечером при расплате заплатил хозяин поровну, начав с пришедших в одиннадцатом часу."`И последние стали первыми" во исполнение какой - то высшей справедливости. Итак, число 11 - надежда стать первым из последних.

После этого сообщения учащимся задается задание: выписать числительные; которые встречаются в повести А.С.Пушкина "Пиковая Дама". (Текст заранее приготовлен учителем, на каждой парте есть эта повесть.) В результате исследовательской работы учащиеся выписывают следующие числительные: 3 карты (тройка, семерка, туз); 4 сына у графини; 3 девушки горничные у графини; 7 лет, как умерла княжна Дарья Петровна; 3 верные карты у Германна (расчет, умеренность, трудолюбие); 3 недели знакомства Германна и Лизы; 3 злодейства Германна; 3 дамы на балу; в полночь, в 12 часов Германн вошел к графине; 3 дня после роковой ночи. В 9 часов утра Германн отправился в монастырь; ночью без четверти три появилась графиня в виде привидения; человек 20 за столом; лет 60; на столе более 30 карт; 47 тысяч рублей; три раза играл. Учащиеся делают вывод о том, что числительные являются "движущей пружиной" сюжета, суть которого в знаменитой фразе: "Три карты...". Дома учащиеся определяют роль числительных в повести А.С. Пушкина "Пиковая Дама".

 1  2  3  4  5 
 
  Copyright © RIN 2002-.
  * edu@rin.ru