И что же дальше? А дальше VI глава. Гостиная, длинный стол, 20 игроков, на столе 30 карт, учащиеся сразу же отмечают число 30, число предательства. Мы еще не знаем, чем закончится повесть, но это число нас сразу настораживает. И действительно, вместо туза у Германна вышла пиковая дама. Таким образом, Германн сам стал "третьей жертвой" своего злодейства. Соединение корыстолюбия с огненным воображением привели Германна к трагическому концу: человек с душой Мефистофеля превращается в душевнобольного. Мечтавший обрести "покой и независимость", Германн потерял их навсегда, беспокойно повторяя название трех роковых карт. Нарушив священный "союз" Бога и человека, Германн обрек себя на муки. Он жестоко наказан. Итак, числительные оказались движущей силой сюжета повести "Пиковая Дама". К этому выводу приходят учащиеся в конце урока. А на дом они получают задание написать сочинение "Экспрессивная роль числительных в повести А.С. Пушкина "Пиковая Дама". Я думаю, что на уроках словесности учащиеся приобщаются к культуре речи, постигают красоту родного слова. Прав, тысячу раз прав современный поэт: "Какое чудо, наш язык?" И постигать это чудо помогают уроки словесности. И я думаю, что мы все в ответе за русский язык перед предками и потомками. Будем же как клятву повторять строки Анны Ахматовой: Не страшно под пулями мертвыми лечь, Не горько остаться без крова, - Мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово. Свободным и чистым тебя пронесем, И внукам дадим, и от плена спасем Навеки И выполнить эту клятву - моя задача как словесника, как педагога. А в заключение хочу познакомить читателей журнала с сочинением ученика 9 "А" класса Алексея Фатькина "Экспрессивная роль числительных". Начинает он так: "Повесть "Пиковая дама" А.С.Пушкина была написана в 1833 году. В ней автор рассказывает о молодом инженере Германне, который, узнав о тайне старой графини, решает завладеть этой тайной любой ценой и убивает старуху, после чего произведение приобретает мистический характер. В повести автор употребляет много числительных, которые наряду с информационной, также выполняют и экспрессивную роль. При помощи этих числительных писатель передает мистический характер своей повести. На протяжении всей повести автор обыгрывает цифру "три": она выполняет как информационную, так и экспрессивную роль, и этим Пушкин как бы завлекает читателя. Число три - символ божественного совершенства, но автор представляет его как символ дьявола, и это видно не один раз: во-первых: "На его душе по крайней мере три злодейства.... ". Во-вторых, игра в карты - для грешников, и Германн поддается этому соблазну, он решает во что бы то ни стало завладеть тайной "трех мистических" карт, продается силам зла, недаром при описании души Германна автор упоминает Мефистофеля. В-третьих, символ совершенства заменяется в воображении Германна на "три верные карты": умеренность, трудолюбие, расчет. Писатель великолепно обыгрывает тройку и семерку, ведь три недели Лизавета Ивановна дает Германну согласие на свидание с ней, но он не приходит в назначенное время в комнату своей возлюбленной. И этим Пушкин показывает, что человек не совершенен и что он может пойти на все, что угодно, ради денег. Мы видим, что Германн как бы нарушает союз с Богом, число семь как бы противопоставляется само себе. Описывая игру, автор снова преследует ту же мысль (разрыв союза Бога и человека), ведь выиграть ему помогает семерка, но как уже было сказано: карты - игра для грешников, отдавших души свои дьяволу. Число двенадцать также играет экспрессивную роль. Убийства обычно совершаются после двенадцати, после двенадцати просыпаются силы зла, в конце концов Германн убивает графиню после двенадцати. На протяжении всей повести Пушкин преследует одну цель - передать через обилие числительных, с одной стороны, желание человека разбогатеть любыми доступными для этого способами, даже если придется продать душу дьяволу, а с другой стороны, даром ничего в этой жизни не дается. В конце повести, Германн поплатился за свое коварство, он сошел с ума".
|