Образование в РоссииДошкольное образованиеШкольное образованиеПрофессионально-техническоеВысшее образованиеНаучно-исследовательская деятельностьПовышение квалификацииОбучение Internet
 
Новости
Каталог школ
Каталог сотрудников
Документы
Учителю
Первокласснику
Ученику
Родителям
Образование за рубежом
Рефераты
Литература
Пресса
Отрывки из сочинений
Гостевая книга
Наши партнеры
Ссылки
 
Каталог классов и групп
Одноклассники
 
Свежие новости
Конструктор для ваших сайтов
Бесплатный хостинг
Служба рассылки
Игровой сервер
Бесплатно скачать mp3
Открытки для влюбленныз
Социологические опросы
Лучшие Тесты
Какой у тебя характер?
IQ
Психологический возраст
Любит - не любит
Кого назначит вам судьба?
Ждет ли вас успех?
Какому типу мужчин вы нравитесь?
Посмотрите на себя со стороны
Какая работа для вас предпочтительнее?
Есть ли у тебя шестое чувство?

Поиск по сайту
 статью
 учреждение
 сотрудника
 

Методические рекомендации к курсу словесности в 7 - 9 классах
<<назад
 1  2  3  4  5 

В курсе словесности 8-го класса мы изучаем изобразительные ресурсы русского языка. Особое внимание уделяем словообразовательному повтору как стилистическому средству. Знакомимся с окказионализмами и их ролью в художественном тексте. Очень интересно проходят уроки при изучении прямого и переносного значения слова. Учащиеся знакомятся с тропами (фигурами переосмысления слов): метафорой, метонимией, олицетворением, эпитетом, гиперболой, сравнением, синекдохой.

И вот тут я знакомлю их с лирикой как жанром литературного произведения, ведь предметом изображения здесь, в отличие от эпического и драматического, становится переживание чувства, настроения, мысли, события. Это переживание самого автора.

Раскрывая свой духовный мир, поэт исходит из тех или иных эстетических норм, в силу чего рисуемое им переживание и приобретает обобщенный, общественно значимый характер. Поэтому в лирическом произведении всегда есть начало художественного вымысла. В связи с этим выдвигается понятие лирического героя. Учащиеся уже с 8-го класса не путают понятия "автор" и "лирический герой".

Далее мы с учащимися знакомимся с композицией лирического произведения. Ребята усваивают, что ритм, композиция, система ключевых слов создают целостность лирического произведения. Чтобы постичь идейно-художественную сущность лирического произведения, надо научить учащихся выразительно читать стихотворение. Поэтому работу над лирическим произведением начинаем с выразительного чтения, в ходе которого ребята отличают отдельные слова, и выражения, вызывающие сомнения, а также ключевые слова. Затем разбиваем текст на отдельные куски и определяем задачу чтения каждого куска, исходя из общего замысла поэта.

Обязательное условие для ребят - соблюдение логических пауз, логических ударений, логической мелодии, иными словами обращаем внимание на синтаксическую и грамматическую структуру текста.
Конечная цель исполнительского анализа - определить интонационный строй текста, т.е. пафос, с которым написано данное произведение. Учащиеся учатся повышать и понижать голос (это и есть мелодия стиха), соблюдать паузы, знакомятся с динамикой речи. Вся эта работа помогает им не только правильно выявить интонационно-мелодичный строй лирического произведения, но и понять эмоционально-образную систему произведения, увидеть тропы, услышать звукопись. В результате такой работы учащиеся 8-го класса начинают чувствовать красоту родного слова, овладевают тайной поэтического мастерства. Они начинают усваивать, что "многие русские слова, сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный блеск".

В качестве иллюстраций привожу отдельные работы моих учеников. Если сравнивать их с работами семиклассников (а это один и тот же класс), то мы видим явный прогресс в умении излагать материал, видеть и слышать красоту слова. А значит, уроки словесности не проходят даром, они становятся неотъемлемой частью в формировании и воспитании читательского вкуса у учащихся, помогают им раскрыть тайны родной речи, познать секреты художественного творчества.
И праздником души для меня становится экзамен в конце учебного года, где учащиеся должны показать, чему они научились за эти два года изучения словесности. На экзамене каждому ученику дается текст лирического произведения. Это стихотворение М.Ю.Лермонтова "Выхожу один я на дорогу... " Я специально подобрала один текст, чтобы лучше выявить уровень обученности моих воспитанников. Вот что получилось: писали 22 человека; на "отлично" написали - 8 человек, "хорошо" - 12 человек, "удовлетворительно" - 2 человека.

Меня порадовали успехи моих учеников. Я уверена, что уроки словесности необходимы в общеобразовательной школе. Детям это по силам уже в 7-х - 9-х классах. Теперь я с большим оптимизмом смотрю в будущее, когда мои ребята переступят порог 10-го - 11-го классов. Уверена, что они будут дружить с текстом, будут внимательными читателями.

В 9-м классе я продолжила работу по формированию умений, навыков работы с текстом. Мы изучаем в I полугодии морфологические средства выразительности русской речи. Работу начали с определения лексического значения слова "выразительность". По "Словарю лингвистических терминов" читаем: "Выразительный. То же, что экспрессивный". "Экспрессия. Выразительно-изобразительные качества речи, придающие ей образность и эмоциональную окрашенность".

 1  2  3  4  5 
 
  Copyright © RIN 2002-.
  * edu@rin.ru