Какое значение имеет преподавание прав человека в условиях России?Преодоление кризисных процессов, устранение низкой правовой культуры, попрание прав и свобод человека, конфронтация в обществе требует от всех государственных и общественных институтов (в том числе и образовательных учреждений) активных действий по утверждению законности, утверждению прав и свобод человека, гражданина. Образование, направленное на осознание того, что такое права человека, демократия, ответственность, толерантность, а следовательно, взаимопонимание и мир становится жизненно важной потребностью. Становление правового государства в нашей стране в значительной степени зависит от гражданско-правового образования, которое включает в себя обучение и воспитание в их неразрывном единстве. Овладение основами культуры прав человека должно рассматриваться как важнейший содержательный компонент образования. Оно будет способствовать не только формированию демократии общества, но и демократии разума каждого индивида, его ориентации в мире ценностей, формированию гуманистического стержня его жизнедеятельности. Завтрашний день России во многом определяется тем, какое образование получит молодежь сегодня. Подготовка детей к жизни в демократическом обществе является сложной и ответственной задачей. Школа, родители, все взрослые люди несут ответственность за внедрение ценностей, необходимых для процветания демократии. Поэтому необходимость преподавания прав человека, прав ребенка должна быть осознана на всех уровнях государственных и общественных институтов: общеобразовательная школа, высшая школа, средства массовой информации, неправительственные организации, родители, широкая общественность. Будет ли способствовать обучение школьников правам человека, правам ребенка гуманизации общего образования в России? Безусловно. Гуманистический подход к социальной и образовательной политике, провозглашенный Всеобщей декларацией прав человека. Конвенцией о правах ребенка и другими правовыми документами аккумулируют в себе принципы, выработанные человечеством в ходе исторического развития. Главная их направленность - признание человеческого достоинства, уважение жизни, права и свободы человека, равенство, неприкосновенность, братство, мир и согласие. Эти документы обладают значительным образовательным и воспитательным потенциалом, они способствуют гуманизации образования, нацеливают учителя строить воспитательный процесс на гуманистических основах. Пришло время поставить преподавание прав человека, прав ребенка так же широко, как и преподавание других предметов. С какого возраста можно начинать знакомить ребят с правами человека, гражданина? Ошибочно думать, что гражданско-правовое воспитание, нравственно-правовые понятия доступны только старшеклассникам. Уже в раннем возрасте дети начинают усваивать ценности того общества, в котором живут. Некоторые понятия известны и доступны учащимся начальных классов и даже в определенной степени дошкольникам, поскольку первое практическое знакомство детей с этими понятиями начинается в семье. Наука свидетельствует, что в дошкольном возрасте и в начальных классах закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного, нравственного развития личности. Обратимся к заповедям различных религий. Все они проповедуют: "Почитай отца и мать своих. Не убий. Не укради..." Эти и другие заповеди Библии служат воспитанию нравственным нормам человека, которые одобряются обществом. По существу, нравственное воспитание, знакомство с правами человека в детском возрасте начинается с вопросов: "Что такое хорошо? Что такое плохо?" Обучение правам человека - процесс долгосрочный и осуществлять его следует на всех этапах обучения и воспитания ребенка. Что может сделать школа в целях пропаганды и разъяснения Конвенции о правах ребенка?Школа охватывает своим влиянием три самых ответственных периода в жизни человека, формировании его личности: детство, отрочество и юность. Внутренний мир человека в детстве развивается наиболее интенсивно. Происходит осознание себя как личности, осмысливается свое назначение и место на земле. В эти годы молодой человек развивается не только физически, но и формируется духовно, закладываются основы его взглядов, убеждений, ценностных нравственных ориентаций, жизненных планов. Вот почему с полным основанием можно утверждать, что в системе воспитания школа является ведущим звеном и именно на нее возложена особая ответственность за молодое поколение.
|