Каким образом дети могут отстаивать свои права в повседневной жизни?Одна из задач школы - научить детей и подростков умению отстаивать свои права. Для этого, прежде всего, необходимо воспитывать в детях чувство собственного достоинства, основанное на знании своих прав и обязанностей, и вызывающее цивилизованное противодействие нарушению этих прав. Кроме того, дети, подростки должны знать (учителям, родителям следует им в этом помочь), что существуют федеральные, региональные и местные государственные и неправительственные правовые и социально-психологические службы (Центры неотложной социально-психологической помощи детям и подросткам. Центры психологической поддержки и социальной реабилитации. Центры социально-трудовой адаптации подростков, правозащитные организации, телефоны доверия и др.), призванные защищать права детей. Они разрабатывают и осуществляют различные программы в интересах детей. Учителя, родители, дети должны знать адреса и телефоны таких организаций. Не могут ли трудности и противоречия нашей жизни привести детей к разочарованию и сомнению в осуществление идей Конвенции?Жизнь нашего общества, в том числе и детей, далеко не всегда соответствует нравственно-правовым нормам Конвенции. Часто в жизни дети сталкиваются с несправедливостью, неуважением к личности, жестокостью, нарушением законов, преступностью. Это может вызвать разочарование у детей, неверие в возможности утверждения норм правовой жизни. Учителям, родителям следует объяснить, что Конвенция - это не только правовые нормы, модель справедливого общества, но и цель общества и каждого человека. Чтобы содержание этого прекрасного документа не осталось добрым пожелание, нужно всем государствам, ее подписавшим, всем людям-политикам, ученым, рабочим, крестьянам, учителям, врачам, родителям, каждому взрослому и ребенку приложить усилия по реализации идей Конвенции. От усилий каждого взрослого, каждого ребенка зависит, будут ли люди жить в мире и согласии, уважая друг друга. Только это может сберечь нашу цивилизацию, сохранить жизнь всех людей нашей планеты. Сегодняшние дети - это взрослые XXI века. Семья, школа, общество должны помочь им сформировать гражданскую позицию и первый опыт для активной гражданской деятельности в будущем. Нельзя недооценивать значение детского опыта для развития ценностей демократического общества. Его сила и устойчивость во многом определяется тем, насколько хорошо эти ценности усвоены подрастающим поколением. Впоследствии, став взрослыми, молодые люди будут передавать демократические идеи и свойственные им нравственно-правовые нормы следующему поколению. З.К. Шнекендорф |