Проблема прав ребенка, забота о его жизни, развитии, образовании и воспитании сегодня стала общечеловеческой, планетарной. Свидетельством этому является анализ принятых международным сообществом за последние десятилетия Декларации прав ребенка (1959 г.), Конвенции о правах ребенка (1989 г.) и ряда других документов. Всемирная встреча на высшем уровне (1990 г.) приняла Всемирную Декларацию об обеспечении выживания, защиты и развития детей и План действий по их осуществлению на 90-е годы. В них провозглашена приоритетность прав детей в обществе, обоснованы международные стандарты этой политики. В целях проведения в жизнь положений, изложенных в этих документах. Президент Российской Федерации издал соответствующие Указы, а Правительство Российской Федерации приняло ряд постановлений. В соответствии с ними были приняты принципиально важные законотворческие решения в области охраны детства, принята Федеральная программа "Дети России", разработан Национальный план действий в интересах детей Российской Федерации и др. В проблеме охраны детства условно можно выделить два главных аспекта: социально-правовой (принятие законодательных актов, создание разветвленной системы социальных, медицинских, образовательных, культурных и др. детских учреждений) и психолого-педагогический (создание атмосферы, стиля общения, условий для развития, воспитания творчества детей в семье, в учебно-воспитательных учреждениях и т.п.). Многие эксперты утверждают, что правовые гарантии, закрепленные или провозглашенные в законодательстве Российской Федерации, охватывают практически все стороны жизни детей и молодежи. Однако сегодня они не соответствуют экономическим возможностям государства. Но психолого-педагогический аспект обеспечения этих актов, ориентированный на воплощение положений Конвенции о правах ребенка, гуманного к ним отношения, гармонизации его жизни в современных сложных условиях, не требуют таких затрат. Это прежде всего требует внесения новых приоритетов в наше сознание, утверждения в обществе подлинно гуманных отношений к каждому его члену, и в том числе к детям. Реализации прав ребенка невозможно добиться только путем принятия правозащитных законов и создания механизмов обеспечения их выполнения. Не менее важным является осознание всем нашим обществом, взрослыми и детьми, каждым человеком необходимости решительного устранения из нашего сознания, нашей психологии непризнания ребенка самоценной личностью, имеющей свои права и обязанности. Право ребенка как нечто реальное, многими еще не воспринимается. Это особенно важно сегодня для России, где еще многие взрослые - педагоги, медики, работники правоохранительных органов, родители и сами дети не знают Конвенции о правах ребенка. Итоги исследования, проведенного недавно в нашей стране, свидетельствуют о том, что 46% опрошенных учителей не скрывают, что они пользуются авторитарными методами. Некоторые исследователи отмечают, что их поражает "тотальная агрессивно-обвинительная позиция некоторых педагогов по отношению к старшим подросткам". По мнению известного ученого-педагога Ш.А. Амонашвили, сегодня в школе доминирует "силовая педагогика". Известный детский врач С.Я. Долецкий ввел в научный оборот специальный термин - синдром опасного обращения с детьми (СООСД). Этот синдром проявляет свою живучесть в школе, семье, обществе. Медики утверждают, что есть заболевания детей, вызванные характером обращения с ними учителей. Например, дидактогенные неврозы, на них приходится 35-40% всех детских неврозов. "Хотелось ли тебе сегодня идти в школу?" - с таким вопросом обратилась социологическая служба агентства ЮНП-РЕСС в 10 городах России. Оказалось, что лишь 30% подростков хотели идти в школу, а 2/3 заявили о своем нежелании посещать ее. Причины этого, отмечают подростки, - в неуважительном к ним отношении, недостаточных условиях для проявления самостоятельности. Учитель, грубо укоряя и оскорбляя подростка за невнимание и ошибки, допущенные на уроке, унижает личное достоинство пусть маленького, но человека.
|