Задача учителя создавать в школе такую обстановку, в которой было бы хорошо каждому ребенку и взрослому. Для этого учителю необходимо уметь создавать нравственно-правовое пространство для учащихся в воспитательно-образовательной деятельности школы. Воспитание уважения к правам человека, основным свободам определено в Законе Российской Федерации "Об образовании" , определено в числе основных принципов государственной политики в области образования. Для его реализации введены правоведческие курсы, куда включены вопросы Конвенции о правах ребенка (см. в Приложении "Инструктивно-методическое письмо МО РФ 391/11 от 19 марта 1996 г.". Специалисты считают, что преподавание прав ребенка следует вести в рамках специального курса, (а не в форме факультативов), дополняя его включением этой темы в другие предметы, систему классных часов и многообразные формы внеклассной работы.
Преподавание Конвенции в школе - самостоятельный предмет или интеграция в другие учебные дисциплины?Вопросы преподавания прав человека, прав ребенка уже многие годы находятся в центре внимания многих стран мира. Они накопили определенный позитивный опыт. Он отражен в рекомендациях ЮНЕСКО и Совета Европы (см. первую часть данной книги). Их рекомендации сводятся к двум моделям: изучение прав человека, прав ребенка как самостоятельный предмет или их органичная интеграция в изучаемые учебные предметы. Наши зарубежные коллеги используют обе модели. Обучение правам человека, правам ребенка в отечественной школе является новой областью педагогических знаний и находится в начальной стадии становления. Однако уже первый опыт отечественной школы свидетельствует о применении этих моделей. Ознакомление подростков с правами ребенка не приведет ли к тенденции "качать свои права", забывая о своих обязанностях? Такое опасение имеет место. Оно было и у организаторов Всероссийского конкурса на тему: "Единство моих прав и обязанностей", проведенного в 1996 году. Однако деятельность педагогических коллективов в ряде школ опровергает такую возможность, если учащихся учат пониманию взаимосвязи прав и обязанностей. Подтверждением этому является и анализ сочинений участников конкурса. Но больше всего способствуют закреплению осознания учащимися необходимости и неотвратимости единства прав и обязанностей сама атмосфера школьной жизни, нравственно-правовой уклад ее, разумные требования, защищенность школьника в отношениях "учитель-ученик". Как в процессе преподавания Конвенции о правах ребенка способствовать формированию осознания единства прав и обязанностей?Воспитательные задачи нельзя решить только запоминанием тех или иных моральных понятий. Необходимо включить школьников в разнообразные виды практической деятельности, в которых они приобретают опыт конкретных моральных поступков, отношений. Единство нравственного сознания и поведения, т.е. единство слова и дела, не возникает стихийно. Оно требует целенаправленной работы учителя, воспитателя. Видный отечественный педагог В.А. Сухомлинский, обращая внимание на воспитание единства слова и дела, подчеркивал: "Нравственные истины, осознающиеся людьми как выражение добра, живут в поступках. Мораль активна только в действии, выражается во взаимоотношениях... Там, где мораль не живет в благородных поступках, бывает много пострадавших и с трудом находятся виновники. Нельзя забывать, что в школе мы имеем дело с детьми; их нравственное сознание только формируется, и именно в поступках происходит его становление. В школе должна царствовать атмосфера ярких, нравственно сильных поступков, убеждающих в том, что справедливые, благородные моральные истины и нормы торжествуют" . Нравственное поведение характеризуется не только поступком, но и системой нравственных привычек. Чтобы выработать нравственные привычки, школьников следует постоянно включать в систему разнообразных нравственных отношений, формируя их личный опыт поведения в ходе общения с другими людьми (товарищами, взрослыми). Нравственные привычки укрепляются в деятельности, и в школе нужна специальная работа по воспитанию привычки поведения, выполнению положений, изложенных в статьях Конвенции о правах ребенка. Важными средствами такой деятельности являются процесс обучения, трудовая деятельность, игра, поручения и др.
|