Так как система использования учебника является частью общей системы учебно-воспитательного процесса на уроке, то она обусловлена целями обучения, возможностями содержания учебников биологии, спецификой отдельных тем и подготовленностью учителя. В то же время, система отражает место учебника и его роль в учебном процессе на современном этапе. Учебник является системообразующим компонентом учебно-методического комплекса предмета биологии. Мы считаем, что конечной целью использования учебника на уроке является подготовка школьников к самообразованию путем научения их умениям работы с учебником и переносу этих умений на любую другую литературу, путем воспитания при этом потребности в знаниях и желании применять их на практике, и выражать знания через отношения к природе, обществу. Исходя из этого, учащиеся должны четко представлять себе структуру учебника и научиться работать с ее компонентами. Известно, что основное содержание учебника представлено различными видами текстов и внетекстовым методическим аппаратом. При организации работы учащихся с различными структурными компонентами учебника мы выделили три группы приемов: 1 группа - приемы работы с аппаратом ориентировки в содержании учебника: введением, оглавлением, условными обозначениями к заданиям, инструкцией "Как пользоваться учебником"; 2 группа - приемы работы с текстом; 3 группа - приемы работы с аппаратом усвоения учебного материала и организации учебной деятельности учащихся: вопросами, заданиями, иллюстрациями, инструкциями к практическим работам. Усвоение приемов первой группы предполагает развитие у учащихся умений ориентироваться в учебнике, быстро находить необходимый материал в тексте, запоминать главное из основного текста. Эти умения мы обозначили как "организационные", так как они использовались нами для организации внимания и учебной деятельности учащихся. Приемы второй группы включали при изучении школьниками текстов учебника в процессе приобретения биологических знаний и воспитания позитивных отношений к природе путем анализа, сравнения, классификации изучаемого материала, установления причинно-следственных связей и доказательства по тексту, оценки текста на полноту содержания и т.д. Формируемые умения этой группы именуем как "интеллектуальные", способствующие развитию мыслительной деятельности учащихся. Усвоение приемов третьей группы направлено на формирование у школьников умений практического характера - уметь самостоятельно выполнить практическую работу по инструкции учебника, готовить опыт к демонстрации, находить ответ на вопрос, составлять схемы, таблицы, пользоваться рисунками. Умения данной группы условно называем "практическими". В формировании каждого умения соблюдаются следующие этапы: воспроизведение, применение в знакомой и в новой ситуациях. От этапа к этапу увеличивается самостоятельность учащихся в оперировании умениями путем постепенного уменьшения руководства учителем познавательной деятельностью учащихся. При формировании умений работать с учебником учащимся предлагаются задания с нарастающей трудностью. На I этапе формирования каждого умения перед учащимися раскрывается его содержание и значение в воспитании культуры учебного труда, в самообразовании, вводится дефиниция (определение) приема, они знакомятся с инструкцией, отражающей последовательность действий и операций, присущих каждому умению. Учащиеся воспроизводят действия, выполняя задания репродуктивного характера по образцу действий учителя. На II этапе ученики закрепляют действия при систематическом выполнении задания по инструкциям, затем переходят к упражнениям по аналогии, при необходимости обращаясь за помощью к учителю. Инструкция в этих случаях используется в качестве ориентировочной основы действий учащихся. На III этапе ученикам предлагаются задания продуктивного, творческого характера. При этом необходимо создать такие условия, которые побуждали бы их самостоятельно составлять ориентировочную основу действия в виде плана предстоящей деятельности, а затем действовать по нему, то есть обучение учащихся осуществляется по III типу ориентировки (по Гальперину П.Я.). Таким путем производится перенос способа действий на новый объект, на более сложный материал.
|