В процессе обучения следует использовать такие приемы работы с учебником, которые:
осуществляют реализацию основных функций учебника (обучающую, воспитывающую и развивающую) и способствуют формированию у учащихся биологических знаний, учебных умений и позитивных отношений к природе; направлены на развитие самостоятельности в добывании знаний; обеспечивают тесную связь между умственной и конкретной практической учебной деятельностью; приобщают учащихся к самообразованию. В ходе обучения следует учитывать, что не весь информативный текст подлежит усвоению. Приемы использования учебника должны быть направлены на изучение основной сущности учебного материала, представленного в виде биологических понятий, на развитие творческого чтения учебника с выходом за его пределы на дополнительную литературу. При формировании понятий необходимо опираться на теорию развития биологических понятий, разработанную в методике преподавания биологии Н.М. Верзилиным и другими авторами. При этом соблюдается поэтапность этого процесса, обоснованного И.Н. Пономаревой: 1. Накопление и развитие опорных знаний (фактов, соподчиненных понятий). 2. Интеграция (синтез) элементов содержания и определение (выведение) на этой основе понятия. 3. Использование сформированного понятия как целостного знания по пути абстрагирования и дальнейшего развития (углубления) и расширения понятия. 4. Соотнесение с системой понятий. В процессе обучения также следует формировать приемы работы с учебником, направленные на решение воспитательных задач. С этой целью учащимся предлагают такие задания по работе с учебником, которые способствуют актуализации знаний, обладают воспитывающим потенциалом. При этом учащиеся включаются в обсуждение текстов для выработки у них собственных взглядов и убеждений на природу и общество; осуществляется вычленение воспитывающего элемента в содержании учебника на уровень отдельных познавательных задач. Вместе с тем, материал учебника это не только содержание информации, но еще и отражение учебной деятельности, направленной на выполнение заданий и решение вопросов. Все это учащимся следует усвоить при работе с учебником таким образом, чтобы оно стало достоянием личности. Следует так же включать приемы работы с учебником, способствующие развитию самостоятельности учащихся в приобретении знаний, с целью приобщения их к самообразованию. В ходе обучения можно применять традиционные приемы работы с учебником, такие как выделение главной мысли текста учебника, составление плана параграфа, заполнение схем, таблиц на основе текста учебника и другие, которые обеспечивают усвоение знаний и умений воспроизводящей, исполнительской деятельностью, когда ученик ориентируется на прочное запоминание и текстовое воспроизведение учебника. В то же время при использовании учебника следует включать учащихся и в преобразующую деятельность, для которой характерно самостоятельное добывание знаний из учебника, перестраивание ранее полученных знаний и умений, осуществление широкого переноса сформированных приемов на решение новых учебных практических задач. Формирование знаний, умений и отношений считаем необходимым осуществлять в единстве, стремясь при развитии одного компонента содержания образования осуществлять развитие другого. В процессе обучения на уроках биологии следует поставить учащихся в положение необходимости и заинтересованности заниматься самообразованием. Считаем, что возможности развития стремления к самообразованию заложены в содержанки биологического образования. К признакам самообразовательной деятельности относятся: а) высокий уровень активности и самостоятельности познания учащихся; б) добровольность в приобретении новых знаний; в) совпадение целей и мотивов познавательной деятельности; г) избирательный характер по сравнению с учебным познанием; д) целенаправленность, системность и планомерный характер этой деятельности. Реализацию этих признаков рекомендуем осуществлять через:
|