систематическое формирование и развитие умений самостоятельной работы с учебником при овладении учащихся алгоритмами действий, составляющих каждое умение;
включение учащихся в поисковую деятельность в работе с учебником, которая создает благоприятные условия для развития познавательной самостоятельности;
использование, кроме учебника, дополнительных источников знаний: книг для чтения по различным разделам биологии, определителя растений, насекомых, рыб, и другой научно-популярной литературы;
включение элементов занимательности в учебный процесс, что вызывает эмоциональную увлеченность, развитие познавательного интереса.
Известно, что показателями общей культуры личности являются потребность в самовоспитании и самообразовании и готовность включиться в эти процессы. Поэтому рассматриваем самообразование как составную часть и условие расширения системы ценностей духовного облика личности. Чтобы самообразование стало одним из качеств личности, необходимо побуждать каждого школьника самостоятельно приобретать знания, осмысливать их, превращая знания в убеждения.
В целях воспитания убеждений и позитивных отношений учащихся к природе при обучении биологии в процессе использования учебника на уроке предусматривается развитие у учащихся:
а) знаний о нормах поведения в природе;
б) оценочных суждений о значении биологических знаний для обоснования взаимоотношений человека с природой;
в) общественной активности, участия в общественно полезных делах по охране природы.
Эти направления обучения осуществляются путем:
применения специальных вопросов и заданий к текстам учебников биологии, успешное решение которых убеждает учащихся в ценности и действенности биологических знаний;
ознакомления школьников с фундаментальными основами биологии, отраженными в учебниках, с ее гуманистическим характером, с диалектическим и историческим подходами к изучению биологических явлений;
анализа текстов, представляющих воспитательную ценность, но не достаточно раскрытых в содержании учебников биологии;
оценки учебников биологии как учебной книги в целях привлечения учащихся с демократических позиций к доработке содержания учебника и привнесения ими ценностного материала из дополнительных источников знаний;
выработки у школьников ценностных отношений к живой природе, умений применять полученные знания в практической деятельности.
При обучении необходимо перестраивать позицию ученика, превращая его из объекта обучения в активно действующий субъект, организующий свой процесс образования по достижению внутренне усвоенных им целей, а также необходимо формировать личностное отношение учащихся к процессу познания путем осознания его "смысла" для личности.
Таким образом, считаем возможным использовать учебник на уроках биологии в целях развития знаний, умений и отношений к природе, в чем мы видим системное систематическое формирование умений самообразовательной деятельности.