В современных условиях развития общества школа призвана обеспечить рост и развитие высокого уровня грамотности населения нашей страны. Основное назначение ее видится в формировании личности выпускника, личности самостоятельной, творческой, подготовленной к решению важнейших проблем современности, к дальнейшему самообразованию. Осознание учащимися целей самостоятельной работы с учебником до собственных потребностей ведет к самообразованию, которое является частью непрерывного образования, а оно, в свою очередь, имеет цель обеспечить каждому человеку творческое обновление, развитие и совершенствование как личности, субъекта деятельности на протяжении всей жизни. Так как содержание школьного предмета биологии отражено в учебнике, являющемся одним из важных источников знаний и средством обучения учащихся, то при системном и систематическом использовании его в учебно-воспитательном процессе возможно увеличение доли самостоятельности учащихся в приобретении знаний из него, при выработке умений работы с ним и отношений к изучаемому материалу, а также возможно приобщение школьников к самообразованию. Особенно важно систематически использовать учебник в школьном курсе биологии с 6 класса с тем, чтобы при дальнейшем изучении данного предмета эта работа велась также систематически. При этом сформированность элементарных умений и навыков работы с учебником у учащихся средних классов явится основой для формирования более сложных умений этой работы у старшеклассников, что повлечет за собой развитие у них самостоятельности и готовности к самообразованию. Анализ трудов по методике преподавания биологии, осуществленный нами, показывает, что использование учебника в учебном процессе рассматривается односторонне, с какой-либо одной позиции. В большинстве случаев рекомендации предлагаются по отдельным темам, а не в целом по курсу биологии и направлены, в основном, на усовершенствование однотипных умений работы с учебником, которые способствуют усвоению знаний лишь в формальном виде; отсутствует системное и систематическое применение учебника на уроке. Наше исследование, проведенное в ряде школ Алтайского края и г. Бийска показало, что большинство учителей биологии лишь изредка организуют работу учащихся с учебником на уроке и, как правило, только для закрепления знаний. Следствием такого невнимания к учебнику со стороны учителя, как мы считаем, является тот факт, что только незначительная часть учащихся младшего подросткового возраста владеет некоторыми умениями работы с учебником, и потому знания школьников, выявленные в процессе проверочных самостоятельных работ с учебником, оказались слабыми. Мы убедились в том, что низкий уровень развития у учащихся 6-х классов умений работы с учебником не позволяет им достаточно полно усвоить объем учебной информации на уроках, а это приводит к определенным перегрузкам при выполнении домашних заданий. Кроме того, несформированность умений работы с учебником порождает нежелание работать с какой-либо другой литературой, то есть не происходит приобщения к самообразованию. В процессе исследования мы обнаружили, что, используя эффективную методику обучения по системному и систематическому использованию учебника на уроках биологии, можно улучшить учебно-воспитательный процесс, то есть увеличить самостоятельность учащихся в приобретении знаний, развитий умений и отношений к природе и обществу, а также выработать у них приемы приобщения к самообразованию. При системном и систематическом использовании учебника на уроке мы исходим из того, что понимаем под системой совокупность элементов учебной деятельности, обеспечивающую учащихся сформированными знаниями, умениями и отношениями к природе в учебно-воспитательном процессе урока. Систему использования учебника на уроках биологии считаем открытой, потому что начатое в начальных классах формирование приемов работы с учебником продолжается в 6 классе, но на более высоком уровне, а затем сформированные до умений приемы переносятся учащимися на новое содержание учебного предмета биологии следующих классов, где они пользуются ими в самообразовательной деятельности.
|