Большинство существующих программ подготовки детей к школе нацелены на развитие начальных учебных навыков (усидчивость, мелкая моторика, умение выполнять требования педагога и т.д.). При этом занятия имитируют ситуацию обучения в школе: дети, сидя за партами или столами, занимаются учебной или предучебной деятельностью. Не умаляя достоинств этих программ, автор предлагает вариант, при котором занятия по подготовке к школе проводятся средствами и методами физической активности. Подготовка к школе - это в первую очередь подготовка ребенка к новым для него психосоциальным условиям. Важнейшим условием успешного формирования социальных навыков, в том числе и обучения в школе, является развитие собственного Я, осознание собственной уникальности и уникальности окружающего мира. В ходе предлагаемых занятий ребенок начинает ощущать свое Я через телодвижения. При этом реализуется принцип так называемого `сопряженного воздействия`: применяемые упражнения позволяют добиваться конкретных изменений в физической сфере (например, физического качества быстроты), которые, в свою очередь, способствуют направленным изменениям в психической сфере (например, быстроте восприятия информации и принятия решения). Занятия объединены в 4 цикла: 1. `Я и мое тело` (самопознание через движение). 2. `Я расту и развиваюсь` (формирование и развитие психомоторных качеств). 3. `Я и другие люди` (формирование и развитие коммуникативных навыков). 4. `Если будет трудно` (формирование навыков поведения в сложных ситуациях). Для реализации поставленных задач используются упражнения (физические, дыхательные, мимические, психомоторные), игры (подвижные, спортивные), творческие этюды и др. Описание игр и упражнений, отмеченных знаком *, приводятся в приложении. Программа предназначена для работы с детьми 6 лет (подготовительная группа) в условиях детских дошкольных учреждений и может быть реализована силами воспитателей, инструкторов по физическому воспитанию и психологов. Занятия лучше всего проводить в спортивном зале. Количество занятий предполагает их еженедельную организацию в течение учебного года. Вадим Родионов
|