какие слова и строки следует объяснить или повторить; где задать четко сформулированный вопрос; в каком случае нужна соответствующая интонация, а когда следует использовать жесты, движения, игрушки; как подать сложный текст с расчетом на эмоциональное воздействие. Литературу, предназначенную непосредственно детям, мы рекомендуем рассматривать с точки зрения ее доступности для понимания ребенком. Включая же в программу произведения `большой` поэзии (Н.Некрасова, А.Фета, Б.Пастернака, О.Мандельштама и др. авторов), следует целиком полагаться на талант малышей поддаваться магии ритма, рифмы, художественного слова. Художественные тексты воздействуют как на литературное, так и на общее развитие ребенка. Поэтому для решения каждой педагогической задачи подбираются определенные тексты. Приведем несколько примеров: для создания веселого настроения можно использовать стихотворение М.Яснова `Громкое утро`; для лирического - стихотворение А.Белого `Снега белей...`; чтобы побудить детей к сопереживанию, состраданию, сочувствию, читаем сказки В.Берестова `Больная кукла`, К.Чуковского `Айболит и воробей`; - для звукоподражания слушаем и повторяем фольклорную песенку `Кисонька-Мурысонька`, рассказ Ю.Казакова `Жадный Чик и кот Васька`; для стимулирования подражательных движений разыгрываем с детьми эпизоды из рассказа Е.Чарушина `Почему Тюпа не ловит птиц` (`Схвачу! Словлю! Поймаю! Поиграю!`), водим хоровод на слова фольклорной песенки `Мыши водят хоровод`; для разыгрывания диалогов разучиваем стихотворение Г.Авдиенко `Зайчик, зайчик, где твой дом?`, инсценируем сказку В.Бианки `Лис и мышонок`; для игры в перевоплощения читаем стихотворение В.Маяковского `Кем быть` (изображаем самолет) и стихотворение В.Берестова `Честное гусеничное` (изображаем бабочек); для определения ощущений - например вкусовых - обращаемся к образу домовенка Кузи из сказки Т.Александровой (Кузька любит `олелюшечки` - ватрушки, пирожки и т.п.); для оформления представлений об осязательных ощущениях читаем стихотворение Б.Заходера `Что ты, еж, такой колючий`; для развития способности `видеть` со слов читаем, изображаем движениями и рисуем стихотворение из вьетнамской народной поэзии: `Шагает слоненок. Скорей погляди: Хобот большой у него впереди...`; для усвоения противоположных понятий учим стихи А.Введенского `Села кошка на окошко`, Н.Заболоцкого `Как мыши с котом воевали` (тихо - громко); К.Чуковского `Котауси и Мауси`, В.Татаринова `Кошка с собакой` (добрый - злой); проговариваем потешку `Ежик, ежик, чудачок, сшил колючий пиджачок` и рассказываем сказку `Колобок` (колючий - гладкий); читаем `Сказку про храброго зайца - длинные уши, короткий хвост` Д.Мамина-Сибиряка (длинный - короткий) и т.п. Художественная литература для малыша - важное звено в освоении окружающего мира: она позволяет по-новому взглянуть на природу, на животных, на игрушки, на отношения между людьми. 3. Выбор иллюстраций Выбор иллюстраций - важный момент в подготовке к занятию. О неразрывности текста и иллюстрации в детской книге единодушно заявляют и писатели, и художники. К.Чуковский сформулировал это так: `...наши стихотворения должны быть графичны, то есть в каждой строфе, а порою и в каждом двустишии должен быть материал для художника, ибо мышлению младших детей свойственна абсолютная образность... Стихи, печатаемые без рисунков, теряют чуть не половину своей эффективности`. Целая плеяда художников посвятила свой талант искусству детской книги. Детям будет полезно и интересно увидеть работы хороших и разных иллюстраторов, разнообразие стилей, игру красок, своеобразную привлекательность черно-белой графики. Поэтому в списках литературы мы стараемся указывать фамилию иллюстратора, чьи рисунки желательно показать малышам. Подбирая рисунки, следует помнить, что они не только поясняют текст, но и активизируют фантазию, воображение, воспитывают эстетический вкус. Необходимо продумать, в какой момент просмотра малышам потребуется помощь педагога:
"Дошкольное образование" |