сосредоточить внимание на деталях, на цвете, на особенностях изображения; задать вопрос о внешнем виде, характере, настроении героя; уделить особое внимание картинам природы (например, поразмыслить, какого цвета зима, и увидеть не только белые, но и голубые, розовые, фиолетовые, а порой и черные краски); соединить наглядное и словесное изображения игрушки, зверюшки, пейзажа. На каждом последующем занятии мы повторяем предыдущее. Задача повтора - закрепить материал, дать возможность детям рассказать то, что им запомнилось, а педагогам - проанализировать возможности и особенности восприятия различных детей. Удовлетворяя потребности детей слушать многократно один и тот же текст, постоянно возвращаясь к знакомым книжкам, мы периодически делаем обобщающие занятия по 3-4 темам. В программе второго года занятий (для дошкольников 4-5 лет) умышленно повторяем некоторые стихи и сказки из программы первого года. Опыт показал, что наши занятия помогают малышам постепенно овладевать и техникой чтения, и счетом, и чувством ритма. Но главное, они прививают чутье к родному языку, любовь к художественному слову, интерес к книге. III. Рисование
Творческие силы маленького ребенка сосредотачиваются на рисовании не случайно, но потому, что именно рисование предоставляет ребенку этого возраста наиболее легко выразить то, что им владеет. Л.С. Выготский Первая часть занятия (30 минут) - литературно-игровая, вторая (равная по времени) - рисование. Тот образ, который создали дети, слушая и рассматривая книги, изображая литературных героев, двигаясь и проигрывая ситуации, они воплощают в рисунке. Рисование для детей этого возраста - органическая потребность, канал, по которому может выявляться и реализовываться в материале внутренняя жизнь детской души. Еще не умея выразить себя словом, ребенок пытается невнятными каракулями отразить переполняющие его впечатления от жизни, прикоснуться к ней кончиками пальцев, по выражению французского психолога В.Бараля. Занятия изобразительной деятельностью заключают в себе большие возможности для всестороннего развития ребенка - умственного, эмоционального, эстетического, моторного, трудового. В результате систематических занятий рисованием формируются воображение и память, развивается мелкая моторика руки и связанные с ней мышление и речь. Рисуя, ребенок постоянно анализирует, сравнивает, обобщает, абстрагирует - и это также формирует его мышление, пробуждает ассоциативные связи. Кроме того, рисование имеет психотерапевтический эффект для тревожных, невротических детей. Конкретная же задача второй части каждого занятия, посвященной рисованию, - визуализация литературного образа, явления, персонажа, с которыми дети познакомились в первой половине занятия. Ребенок должен стать иллюстратором предложенного ему литературного материала. И это непростая, почти непосильная задача для ребенка 3-4 лет, когда его рука еще физиологически плохо развита, внимание и концентрация не сформированы и конкретное изображение ему еще не свойственно. Отсюда вытекает следующая педагогическая задача: организовать, удержать внимание ребенка, прозанимавшегося уже 30 - 40 минут, помочь в овладении простейшими изобразительными навыками, научить приемам и способам изображения простых фигур и предметов, дать представление об изобразительном материале и инструментах. Ребенок приобретает некоторые навыки и умения, постепенно совершенствуясь в них. Эти навыки помогают ему реализовать свои внутренние ощущения и представления и получать от занятий удовольствие. На занятии обязательно присутствуют родители, как помощники педагога, но их участие в деятельности ребенка не должно выходить за рамки адресной технической помощи и психологической поддержки. Основная форма работы во второй части занятия - рисование. Кроме этого, дети лепят, занимаются аппликацией и оригами. Это тематические занятия, рассчитанные на 30-40 минут, с разным для каждой возрастной подгруппы программным содержанием. В качестве объектов изображения выступают предметы, персонажи прочитанных книг, явления и состояния природы, времена года, продиктованные литературной частью.
"Дошкольное образование" |