Повесть о Кондратии Рылееве. - М.: Политиздат, 1982.-318 с., ил. - (Плам. революционеры). Представить себе облик Рылеева, человека редкого обаяния, душевного благородства и мужества, помогут также воспоминания о нем, которые составляют значительную часть двухтомника: Писатели-декабристы в воспоминаниях современников. Т. 2/Сост. и примеч. Р. Иезуитовой и др.-М.: Худож. лит., 1980.-487 с., 8 л. ил., портр.- (Сер. лит. мемуаров). Подвиг Ивана Сусанина и дума Рылеева вдохновили композитора Михаила Ивановича Глинку на создание русской патриотической оперы, правдивой музыкальной трагедии. Начало его работы над оперой относится к зиме 1834-1835 гг. Сам композитор так рассказывает об этом в `Записках`: `Когда я изъявил свое желание приняться за русскую оперу, Жуковский искренне одобрил мое намерение и предложил мне сюжет `Ивана Сусанина". Сцена в лесу глубоко врезалась в моем воображении; я находил в ней много оригинального, характерно русского...`. Особенно волновали Глинку строки поэмы, рассказывающие о гибели Сусанина: `...как бы по волшебному действию, - писал композитор, - вдруг создался и план целой оперы, и мысль противопоставить русской музыке - польскую; наконец, многие темы и даже подробности разработки - все это разом вспыхнуло в голове моей`. Глинка принялся сочинять оперу до того, как было написано либретто. Он разработал подробный план оперы, определил развитие действия, дал точные характеристики персонажам. В качестве либреттиста был приглашен рекомендованный В. Жуковским поэт Г. Розен. Его стихи были не всегда удачными и, вопреки желанию композитора, часто тенденциозными, носившими монархическую окраску. Композитор назвал свое произведение героико-трагической оперой. Идею непреклонного мужества и патриотизма русского народа он воплотил в образе Ивана Сусанина. Гибнущий во имя спасения родной земли Сусанин - сын народа, живущий с ним одними мыслями и чувствами. Глинка наделил своего героя жизненно-конкретными чертами, раскрыл своеобразие его душевного мира. Музыкально ярко изображены и окружающие Сусанина русские люди - его дочь Антонида, жених дочери удалой Богдан Собинин, приемный сын Сусанина Ваня. Русский народ, истинный защитник Родины, отчетливо выступает на первый план в музыкальной драматургии `Ивана Сусанина`. В опере захватывают могучие величавые народные хоры, массовые сцены (особенно в эпилоге - сцена на Красной площади). Мощные хоры увенчаны гениальным `Славься`. `Иван Сусанин` стал первой русской классической оперой, которая положила начало новому периоду отечественного музыкального искусства. Это произведение эпического склада, глубоко национальное по средствам выражения. Музыка Глинки впитала традиции древнерусского хорового искусства, важнейшие достижения русской композиторской школы XVIII-начала XIX в., она выросла на родной почве народной песенности. По значительности и композиторскому мастерству `Иван Сусанин` превосходит все, написанное до него другими русскими композиторами. Впервые опера была исполнена в Петербурге в Большом театре 27 ноября 1836 г. По царской воле она была переименована из `Ивана Сусанина` в `Жизнь за царя`. Партию Сусанина исполнял выдающийся русский певец Осип Афанасьевич Петров. Опера была воспринята демократической частью публики как крупное событие русской художественной жизни. Её горячо приветствовали А. Пушкин, Н. Гоголь, В. Жуковский, В. Одоевский. Сам композитор в своих автобиографических `Записках` отмечал, что `успех оперы был совершенный`. Значение `Ивана Сусанина` прозорливо и глубоко оценил писатель и музыкант В. Одоевский, который откликнулся на ее появление восторженной статьей. Он писал: `Этою оперой решался вопрос важный для искусства вообще и для русского искусства в особенности, а именно: существование русской оперы, русской музыки... С оперою Глинки является то, чего давно ищут и не находят в Европе, - новая стихия в искусстве, и начинается в его истории новый период; период русской музыки. Такой подвиг, скажем, положа руку на сердце, есть дело не только таланта, но и гения!`
|