Премьера `Ивана Сусанина` состоялась 21 сентября 1904 г. и прошла с большим успехом. Дирижировал спектаклем Рахманинов. Он осуществил свое `прочтение` оперы; сам проходил партии с певцами, аккомпанируя им на рояле. Среди исполнителей были Ф. Шаляпин (Сусанин), А. Нежданова (Антонида). Новые декорации и костюмы к спектаклю были выполнены К. Коровиным, А. Головиным, А. Васнецовым. Русский музыкальный критик и композитор Ю. Энгель, суждения которого отличались объективностью и продуманностью, поместил в газете `Русские ведомости` развернутую статью о премьере. В ней он писал: `Надо было для возможности успеха, чтобы появились новые, свежие силы, у которых сочетались бы талант с непредубежденностью и авторитет с готовностью идти наперекор установившимся традициям. Таким оказался г. Шаляпин, во многом заново и ярко осветивший Сусанина, хотя кое-где слишком нервничающий здесь. Таков, кажется, и г. Рахманинов... Сколько свежего, сильного в г. Рахманинове! Как привлекает его дирижирование умением схватить основной жизненный нерв всякого темпа, стремлением соскоблить безобразные наросты на глинкинской музыке, дать ее по возможности в чистом, беспримесном виде`. Рахманинов оставил автобиографические заметки, в которых он вспоминает о своей молодости и начале композиторского творчества, о работе в качестве дирижера в Московской частной русской опере (1897 - 1898, руководил ею С. Мамонтов) и Большом театре (1904 - 1906). Мемуары помещены в трехтомнике: Рахманинов С. Литературное наследие/Сост.-ред., вступ, ст. и коммент. 3. Апетян.-М.: Сов. композитор, 1978. Т. 1. Воспоминания. Статьи. Интервью. Письма. Интересные документальные и изобразительные материалы, относящиеся к этому периоду деятельности музыканта, представлены в альбоме: С. В. Рахманинов / Сост. Е. Рудакова; Общ. ред., вступ. ст. и тексты А. Кандинского. - М.: Музыка, 1982.-191 с., ил. Федор Иванович Шаляпин пришел в Большой театр в 1899 г., прекрасно зарекомендовав себя как певец на сцене Московской частной русской оперы. Здесь раскрылось его дарование. Первое выступление артиста состоялось в роли Сусанина. `Появление Шаляпина в театральном мире Москвы произвело- мало сказать сенсацию - оно вызвало небывалое, восторженное волнение среди всех людей, любивших театр, оперу, музыку, - вспоминал художник А. Головин...-Чувствовалось, что вот наступил момент, когда в истории театра откроется новая страница. Выступления Шаляпина воспринимались всеми чуткими людьми как праздник искусства`. Галерею трагических образов, созданных артистом, открывает монументальная фигура Ивана Сусанина. Известный критик С. Кругликов писал о Сусанине в исполнении Шаляпина: `Он прост и добродушен, этот величавый и сильный человек, но не кричит его сила и величие; без ложных эффектов и поз, а естественно, как непреложно-логический вывод из его убеждений и верований, - тогда лишь проявилась его мощь, когда понадобилось отдать жизнь за идею. Тем разительнее подвиг, чем менее эффектен его совершитель`. Чтобы показать такого Сусанина, Шаляпину пришлось бороться с театральными рутинерами за все, вплоть до костюма, и победа осталась за художником-реалистом. В автобиографических записках `Маска и душа` Шаляпин вспоминал: `Революция свершилась. На самой высокой баррикаде стоял костромской мужик Сусанин в настоящих лаптях`. В Большом театре Шаляпин смог развернуться во всю ширь своего таланта. Преклоняясь перед гением Глинки, Мусоргского, Римского-Корсакопа, он своим -мощным дарованием расчистил отечественной опере путь к сердцам слушателей. В автобиографической повести Шаляпина `Страницы моей жизни` и записках `Маска и душа` подробно совещен период его биографии, относящийся к концу XIX-началу XX в. Он рассказывает о процессе работы над отдельными сценическими образами, в том числе и Сусанина. Эти литературные произведения можно прочитать в трехтомнике: Федор Иванович Шаляпин / Ред.-сост. Е. Грошева.-3-е изд., испр. и доп.-М.: Искусство, 1976.-Т. 1. Литературное наследство. Письма.-760 с., 45 л. ил., портр.
|