Образование в РоссииДошкольное образованиеШкольное образованиеПрофессионально-техническоеВысшее образованиеНаучно-исследовательская деятельностьПовышение квалификацииОбучение Internet
 
Новости
Каталог школ
Каталог сотрудников
Документы
Учителю
Первокласснику
Ученику
Родителям
Образование за рубежом
Рефераты
Литература
Пресса
Отрывки из сочинений
Гостевая книга
Наши партнеры
Ссылки
 
Каталог классов и групп
Одноклассники
 
Свежие новости
Конструктор для ваших сайтов
Бесплатный хостинг
Служба рассылки
Игровой сервер
Бесплатно скачать mp3
Открытки для влюбленныз
Социологические опросы
Лучшие Тесты
Какой у тебя характер?
IQ
Психологический возраст
Любит - не любит
Кого назначит вам судьба?
Ждет ли вас успех?
Какому типу мужчин вы нравитесь?
Посмотрите на себя со стороны
Какая работа для вас предпочтительнее?
Есть ли у тебя шестое чувство?

Поиск по сайту
 статью
 учреждение
 сотрудника
 

"Иван Сусанин"
<<назад
 1  2  3  4  5  6  7 

О воплощении образа патриота земли русской Ивана Сусанина в одноименной думе К. Ф. Рылеева и опере М, И. Глинки, о сценической истории этого творения композитора, связанной с именами С. В. Рахманинова, Ф. И. Шаляпина, А. В. Неждановой, М. Д. Михайлова, идет речь в беседе.
Подвиг костромского крестьянина Ивана Сусанина, героя освободительной борьбы русского народа против польских интервентов в начале XVII в., стал неотъемлемой частью нашей истории, примером, вдохновлявшим многие поколения русских людей. В марте 1613 г. Сусанин был взят отрядом польской шляхты в качестве проводника, но намеренно завел врагов в непроходимую лесную чащу, за что был ими замучен. Память о нем сохранилась в устных народных сказаниях и преданиях, ему посвящен ряд произведений литературы и искусства.

В 1822 г. поэт-декабрист Кондратий Федорович Рылеев, один из вдохновителей восстания на Сенатской площади, написал думу `Иван Сусанин`. Она вошла в цикл его стихотворных рассказов о деятелях русской истории, об их подвигах или злодеяниях. Эти рассказы, проникнутые высоким гражданским пафосом, Рылеев назвал думами, работал над ними в 1821-1823 гг. В 1825 г., собранные вместе, они вышли отдельной книгой.

В творческом наследии Рылеева, одного из зачинателей и классиков русской революционной поэзии, `Думы` занимают значительное место. Это своего рода новаторское продолжение былинного эпоса. В предисловии к изданию `Дум` (1825) поэт писал, что видел свою задачу в том, чтобы `напоминать юношеству о подвигах предков` и таким образом готовить из них `мужей доблестных`. Стремясь к утверждению высоких идеалов патриотизма, к пробуждению у читателей чувства гражданского самосознания, Рылеев часто отступал от исторического материала, вкладывая в уста тех или иных исторических лиц свои идеи. Это обстоятельство вызвало критический отзыв А. Пушкина о `Думах`. Выделил он лишь одну из них. `Исключаю `Ивана Сусанина", первую думу, по коей начал я подозревать в тебе истинный талант`, - писал Пушкин Рылееву. Сюжет думы и некоторые детали повествования Рылеев почерпнул из статьи С. Глинки `Крестьянин Иван Сусанин, победитель лести и избавитель царя Михаила Федоровича Романова`, напечатанной в `Русском вестнике` в 1812 г. Правдивое изображение крестьянского быта, сосредоточенность на событиях и поступках героя делают образ крестьянина-патриота живым и убедительным. Рылеев нашел для его предсмертной речи простые и величественные слова:

Предателя, мнили, во мне вы нашли;
Их нет и не будет на Русской земли!
В ней каждый отчизну с младенчества любит
И душу изменой свою не погубит.
`Злодей! - закричали враги, закипев, -
Умрешь под мечами`-`Не страшен ваш гнев!
Кто русский по сердцу, тот бодро и смело,
И радостно гибнет за правое дело!`


Большинство современников одобрительно или даже восторженно отзывались о `Думах` Рылеева. Н. Бестужев писал: `В `Думах` его мы видим жаркое желание внушить в других ту же любовь к своей земле, ко всему народному; привязать внимание к деяниям старины, показать, что и Россия богата примерами для подражания, что они, сии примеры, могут равняться с великими образами древности`.
Дума `Иван Сусанин` входит в следующие издания произведений К. Ф. Рылеева: Полное собрание стихотворений / Вступ. ст. В. Базанова и А. Архиповой; Примеч. А. Архиповой и А. Ходорова. - 2-е изд. - Л.: Сов. писатель, 1971.-480 с.- (Б-ка поэта. Большая сер.); Избранное / Вступ. ст. и примеч. В. Муравьева.- М.: Сов. Россия, 1977.-269 с. - (Поэтич. Россия); Избранное: Стихотворения / Вступ. ст. В. Коровина. - М.: Дет. лит., 1977.-175 с.- (Школ. б-ка); Любовью к родине дыша...: Стихотворения / Вступ. ст. и коммент. В. Коровина. - М.: Дет. лит., 1981.-207 с.-(Школ. б-ка).

Важнейшие события недолгой жизни пламенного патриота, поэта-гражданина, черты его личности и общественная деятельность освещаются в беллетризованных биографиях: Афанасьев В. Рылеев: Жизнеописание. - М.: Мол. гвардия, 1982.-319 с., ил.-(Жизнь замечат. людей); Дальцева М. Так затихает Везувий:
***1***Повесть о Кондратии Рылееве. - М.: Политиздат, 1982.-318 с., ил. - (Плам. революционеры).

Представить себе облик Рылеева, человека редкого обаяния, душевного благородства и мужества, помогут также воспоминания о нем, которые составляют значительную часть двухтомника: Писатели-декабристы в воспоминаниях современников. Т. 2/Сост. и примеч. Р. Иезуитовой и др.-М.: Худож. лит., 1980.-487 с., 8 л. ил., портр.- (Сер. лит. мемуаров).
Подвиг Ивана Сусанина и дума Рылеева вдохновили композитора Михаила Ивановича Глинку на создание русской патриотической оперы, правдивой музыкальной трагедии. Начало его работы над оперой относится к зиме 1834-1835 гг. Сам композитор так рассказывает об этом в `Записках`: `Когда я изъявил свое желание приняться за русскую оперу, Жуковский искренне одобрил мое намерение и предложил мне сюжет `Ивана Сусанина". Сцена в лесу глубоко врезалась в моем воображении; я находил в ней много оригинального, характерно русского...`. Особенно волновали Глинку строки поэмы, рассказывающие о гибели Сусанина: `...как бы по волшебному действию, - писал композитор, - вдруг создался и план целой оперы, и мысль противопоставить русской музыке - польскую; наконец, многие темы и даже подробности разработки - все это разом вспыхнуло в голове моей`.

Глинка принялся сочинять оперу до того, как было написано либретто. Он разработал подробный план оперы, определил развитие действия, дал точные характеристики персонажам. В качестве либреттиста был приглашен рекомендованный В. Жуковским поэт Г. Розен. Его стихи были не всегда удачными и, вопреки желанию композитора, часто тенденциозными, носившими монархическую окраску.

Композитор назвал свое произведение героико-трагической оперой. Идею непреклонного мужества и патриотизма русского народа он воплотил в образе Ивана Сусанина. Гибнущий во имя спасения родной земли Сусанин - сын народа, живущий с ним одними мыслями и чувствами. Глинка наделил своего героя жизненно-конкретными чертами, раскрыл своеобразие его душевного мира. Музыкально ярко изображены и окружающие Сусанина русские люди - его дочь Антонида, жених дочери удалой Богдан Собинин, приемный сын Сусанина Ваня.
Русский народ, истинный защитник Родины, отчетливо выступает на первый план в музыкальной драматургии `Ивана Сусанина`. В опере захватывают могучие величавые народные хоры, массовые сцены (особенно в эпилоге - сцена на Красной площади). Мощные хоры увенчаны гениальным `Славься`.

`Иван Сусанин` стал первой русской классической оперой, которая положила начало новому периоду отечественного музыкального искусства. Это произведение эпического склада, глубоко национальное по средствам выражения. Музыка Глинки впитала традиции древнерусского хорового искусства, важнейшие достижения русской композиторской школы XVIII-начала XIX в., она выросла на родной почве народной песенности. По значительности и композиторскому мастерству `Иван Сусанин` превосходит все, написанное до него другими русскими композиторами.
Впервые опера была исполнена в Петербурге в Большом театре 27 ноября 1836 г. По царской воле она была переименована из `Ивана Сусанина` в `Жизнь за царя`. Партию Сусанина исполнял выдающийся русский певец Осип Афанасьевич Петров.

Опера была воспринята демократической частью публики как крупное событие русской художественной жизни. Её горячо приветствовали А. Пушкин, Н. Гоголь, В. Жуковский, В. Одоевский. Сам композитор в своих автобиографических `Записках` отмечал, что `успех оперы был совершенный`.
Значение `Ивана Сусанина` прозорливо и глубоко оценил писатель и музыкант В. Одоевский, который откликнулся на ее появление восторженной статьей. Он писал: `Этою оперой решался вопрос важный для искусства вообще и для русского искусства в особенности, а именно: существование русской оперы, русской музыки... С оперою Глинки является то, чего давно ищут и не находят в Европе, - новая стихия в искусстве, и начинается в его истории новый период; период русской музыки. Такой подвиг, скажем, положа руку на сердце, есть дело не только таланта, но и гения!`
***2***
`Иван Сусанин` явился, по выражению П. Чайковского, `первой и лучшей русской оперой`, которая стала высоким образцом и творческим мерилом для последующих поколений русских композиторов.
Литература, посвященная Глинке, богата и разнообразна. Здесь исследования, сборники документов и мемуаров, популярные книги и очерки, повести и романы. В изучении и разработке глинкинского наследия важное значение имели статьи и отдельные работы выдающихся русских музыкальных критиков В. Одоевского, А. Серова, В. Стасова, Г. Лароша, известного музыковеда и композитора Б. Асафьева. К ним советуем обращаться тем, кто стремится глубоко изучить творчество композитора.

Ниже рекомендуется несколько работ, в которых освещается история создания оперы `Иван Сусанин` и дается ее разбор:
Васина-Гроссман В. Михаил Иванович Глинка. 1804-1857.-М.: Музыка, 1982.-103 с., 52 л. ил., портр.-(Рус. и сов. композиторы);
Фрид Р. М. И. Глинка: Моногр. очерк.-Л.; М.: Сов. композитор, 1973.-79 с., портр.
На основе разнообразных документальных материалов (автобиографические `Записки` Глинки, его переписка, воспоминания современников) составлена литературная композиция: И я открою землю...: Глинка/ Авт. композиции Н. Колосова.-М.: Мол. гвардия, 1976.-160 с., ил.-(Пионер-значит первый).
Представить себе своеобразие личности композитора, узнать о его творческой деятельности в связи с событиями общественно-политической и культурной жизни России 20-40-х гг. прошлого века поможет биографический роман: Вадецкий Б. Глинка. - М.: Сов. писатель, 1968.-544 с.

Жизнь и деятельность Глинки тесно связана с Петербургом. Здесь он учился, здесь начал свой творческий путь, здесь созданы оперы `Иван Сусанин` и `Руслан и Людмила`, здесь были сосредоточены многие его дружеские связи. О Петербурге как арене деятельности композитора рассказывается в книге: Орлоза А. Глинка в Петербурге. - Л.; Лениздат, 1970,- 264 с., ил.
О своей жизни, важнейших ее событиях, впечатлениях, встречах, творческих замыслах и свершениях сам Глинка рассказал в автобиографических `Записках`. Они написаны немногословно и сдержанно, но в скупых записях содержатся драгоценные свидетельства отношения композитора к современной ему жизни, к людям, а самое главное-к искусству. `Записки` вошли в издание: Глинка М. Полное собрание сочинений. Т. 1. Литературные произведения и переписка - М.: Музыка, 1973.-483 с., ил.
Текст либретто оперы приводится в книге: Городецкий С. `Иван Сусанин` М. И. Глинки / Предисл. Б. Ярустовского.-М.: Музыка, 1976.-93 с. Краткое изложение содержания этого произведения помещено также в сборниках: Оперные либретто / Ред.-сост. В. Панкратова, Л. Полякова.-М.: Музыка, 1978. T.I. Русская опера и опера народов СССР. -591 с., ил.; 100 опер: История создания. Сюжет. Музыка /Ред.-сост. М. Дру-скин.-7-е изд. Л.: Музыка, 1981.-486 с.-(Библ. сер.).
Об истории создания `Ивана Сусанина`, его сюжете, музыке, сценической судьбе рассказывается в книги Крунтяева Т., Розанов А. 25 оперных шедевров.- Л.: Музыка, 1980 - 191 с., ил.
Ремезов И. Две оперы Глинки: `Иван Сусанин` и `Руслан и Людмила`. - М.: Музгиз, 1960.-124 с. - (Путеводители по операм).

Сценическая судьба `Ивана Сусанина` в дальнейшем складывалась таким образом: 7 сентября 1842 г. опера впервые была поставлена в Москве в Большом театре. В течение двух третей прошлого столетия после первой постановки она почти не сходила со сцены Мариинского театра в Петербурге и Большого театра в Москве, однако в музыку Глинки было внесено множество произвольных изменений, часто допускались купюры; публику приучали к мысли, что творение Глинки выглядит именно так.

Значительным событием в музыкальной жизни России была постановка `Ивана Сусанина` (`Жизнь за царя`) в Москве в Большом театре, приуроченная к столетию со дня рождения Глинки. Ее осуществил Сергей Васильевич Рахманинов. Большой театр в начале 1900-х гг. переживал бурный процесс художественного преобразования. Это было связано с тем, что на его сцене стали выступать такие выдающиеся певцы, как Ф. Шаляпин, Л. Собинов, А. Нежданова. В качестве театральных художников были привлечены замечательные мастера К. Коровин и А. Головин. В 1904 г. Рахманинов стал дирижером Большого театра, его приход вызвал серьезный `переворот` в деятельности театра. Он поставил, дав им совершенно новую, свежую интерпретацию, 12 опер. Среди них `Евгений Онегин`, `Князь Игорь`, `Иван Сусанин`, `Борис Годунов`.
***3***
Премьера `Ивана Сусанина` состоялась 21 сентября 1904 г. и прошла с большим успехом. Дирижировал спектаклем Рахманинов. Он осуществил свое `прочтение` оперы; сам проходил партии с певцами, аккомпанируя им на рояле. Среди исполнителей были Ф. Шаляпин (Сусанин), А. Нежданова (Антонида). Новые декорации и костюмы к спектаклю были выполнены К. Коровиным, А. Головиным, А. Васнецовым.
Русский музыкальный критик и композитор Ю. Энгель, суждения которого отличались объективностью и продуманностью, поместил в газете `Русские ведомости` развернутую статью о премьере. В ней он писал: `Надо было для возможности успеха, чтобы появились новые, свежие силы, у которых сочетались бы талант с непредубежденностью и авторитет с готовностью идти наперекор установившимся традициям. Таким оказался г. Шаляпин, во многом заново и ярко осветивший Сусанина, хотя кое-где слишком нервничающий здесь. Таков, кажется, и г. Рахманинов... Сколько свежего, сильного в г. Рахманинове! Как привлекает его дирижирование умением схватить основной жизненный нерв всякого темпа, стремлением соскоблить безобразные наросты на глинкинской музыке, дать ее по возможности в чистом, беспримесном виде`.

Рахманинов оставил автобиографические заметки, в которых он вспоминает о своей молодости и начале композиторского творчества, о работе в качестве дирижера в Московской частной русской опере (1897 - 1898, руководил ею С. Мамонтов) и Большом театре (1904 - 1906). Мемуары помещены в трехтомнике: Рахманинов С. Литературное наследие/Сост.-ред., вступ, ст. и коммент. 3. Апетян.-М.: Сов. композитор, 1978. Т. 1. Воспоминания. Статьи. Интервью. Письма.
Интересные документальные и изобразительные материалы, относящиеся к этому периоду деятельности музыканта, представлены в альбоме: С. В. Рахманинов / Сост. Е. Рудакова; Общ. ред., вступ. ст. и тексты А. Кандинского. - М.: Музыка, 1982.-191 с., ил.

Федор Иванович Шаляпин пришел в Большой театр в 1899 г., прекрасно зарекомендовав себя как певец на сцене Московской частной русской оперы. Здесь раскрылось его дарование. Первое выступление артиста состоялось в роли Сусанина. `Появление Шаляпина в театральном мире Москвы произвело- мало сказать сенсацию - оно вызвало небывалое, восторженное волнение среди всех людей, любивших театр, оперу, музыку, - вспоминал художник А. Головин...-Чувствовалось, что вот наступил момент, когда в истории театра откроется новая страница. Выступления Шаляпина воспринимались всеми чуткими людьми как праздник искусства`.

Галерею трагических образов, созданных артистом, открывает монументальная фигура Ивана Сусанина. Известный критик С. Кругликов писал о Сусанине в исполнении Шаляпина: `Он прост и добродушен, этот величавый и сильный человек, но не кричит его сила и величие; без ложных эффектов и поз, а естественно, как непреложно-логический вывод из его убеждений и верований, - тогда лишь проявилась его мощь, когда понадобилось отдать жизнь за идею. Тем разительнее подвиг, чем менее эффектен его совершитель`. Чтобы показать такого Сусанина, Шаляпину пришлось бороться с театральными рутинерами за все, вплоть до костюма, и победа осталась за художником-реалистом. В автобиографических записках `Маска и душа` Шаляпин вспоминал: `Революция свершилась. На самой высокой баррикаде стоял костромской мужик Сусанин в настоящих лаптях`.

В Большом театре Шаляпин смог развернуться во всю ширь своего таланта. Преклоняясь перед гением Глинки, Мусоргского, Римского-Корсакопа, он своим -мощным дарованием расчистил отечественной опере путь к сердцам слушателей. В автобиографической повести Шаляпина `Страницы моей жизни` и записках `Маска и душа` подробно совещен период его биографии, относящийся к концу XIX-началу XX в. Он рассказывает о процессе работы над отдельными сценическими образами, в том числе и Сусанина. Эти литературные произведения можно прочитать в трехтомнике: Федор Иванович Шаляпин / Ред.-сост. Е. Грошева.-3-е изд., испр. и доп.-М.: Искусство, 1976.-Т. 1. Литературное наследство. Письма.-760 с., 45 л. ил., портр.
***4***Среди воспоминаний о певце его близких и соратников но искусству обращаем внимание на мемуары П. Мамонтова, племянника С. Мамонтова, `Шаляпин и Мамонтов`. Рассказывая о взаимоотношениях двух этих людей, автор останавливается и на своих впечатлениях от исполнения артистом партии Сусанина. Воспоминания помещены в том же трехтомнике во 2-м т.

Среди разнообразной литературы, посвященной Шаляпину, хотим обратить внимание на беллетризированую биографию: Янковский М. Шаляпин. - Л.: Искусство, 1972.-374 с., ил .- (Жизнь в искусстве).
Тем читателям, которые стремятся подробнее узнать о периоде жизни Шаляпина, связанном с Московской русской частной оперой и началом его деятельности в Большом театре, рекомендуем монографию: Гозенпуд А. Русский оперный театр на рубеже XIX-XX веков и Ф. И. Шаляпин. 1890-1904.-Л.: Музыка, 1974.-264 с., ил.
Антонина Васильевна Нежданова дебютировала на сцене Большого театра в партии Антониды в `Иване Сусанине` сразу же после окончания Московской консерватории (1902). Выросшая в народной среде, скромная и простая, Антонина Васильевна сразу `вошла` в образ русской крестьянской девушки, переживания которой были близки ей и понятны.

Певица покорила всех музыкальным талантом, голосом кристальной чистоты и благородною тембра, виртуозным мастерством. `Как артистка Нежданова дает все, что овеяно искренней простотой и настоящим душевным благородством,- писал В. Немирович-Данченко...- Это чувство правды в связи с ее чудесным голосом делает Нежданову необыкновенно гармоничным сценическим явлением`. Первая же роль Неждановой на сцене Большого театра убедила музыкантов и слушателей в том, что в театр пришла певица, которая смогла передать самую душу музыки Глинки. Искусствовед С. Дурылин, свидетель успехов артистки на оперной сцене, писал: `Мы гордились Неждановой потому, что в созданных ею образах русских женщин, при всей их поэтичности и нежности, всегда звучал высокий мотив верности, честности, мужественности, столь свойственный русской женщине`.

О творческой деятельности певицы, чертах ее личности рассказывается в сборнике: Антонина Васильев на Нежданова: Материалы и исследования.-M.: Искусство, 1967, с. 9-168, 169-173, 183-186, 201-236 285-287, 419-430.
Центральное место в нем занимают `Воспоминания` Антонины Васильевны, дополненные ее статьями о великих современниках. Среди них С. Рахманинов и Ф. Шаляпин. `Воспоминания` Неждановой правдиво воссоздают не только жизненный путь певицы в 70-х гг. прошлого века до середины 30-х гг. нашего столетия, но и ее взгляды на искусство, на творческий труд. В статьях о С. Рахманинове и Ф. Шаляпине Нежданова рисует яркие образы двух великих артистов, рассказывает о своих творческих контактах с ними, а том числе и в опере `Иван Сусанин`. Из мемуаров современников и статей о Неждановой, включенных я сборник, рекомендуем в первую очередь статьи В. Богданова-Березовского `Великая русская певица`, `Нежданова на оперной сцене` и воспоминания С. Дурылина `Народная артистка`.

Предлагаем также познакомиться с популярным очерком: Поляновский Г. А. В. Нежданова.-2-е изд.- М.: Музыка, 1976.-144 с., 13 л. ил.
Среди сценических образов певицы, о которых говорится в книге, Антонида и Людмила в операх Глинки.
Вторым рождением оперы Глинки, не шедшей с 1917 г., явились постановки `Ивана Сусанина` в 1939 г. па сценах Большого театра в Москве и Театра оперы и балета им. С. М. Кирова в Ленинграде. В этих спектаклях впервые был полностью раскрыт замысел композитора, освобожденный от навязанной ему верноподданнической трактовки. Это была настоящая героико-трагическая опера о народном герое, было восстановлено первоначальное ее название. Перед постановщиками и коллективами театров стояла труднейшая задача - снять все то фальшивое и ложное, что было ей навязано, возродить оперу во всей первоначальной красоте и чистоте. Новый текст либретто, написанный поэтом С. Городецким, максимально выявил народно-патриотическое содержание оперы. Был восстановлен ряд традиционных купюр, в том числе вся первая картина эпилога с рассказом Вани о гибели Сусанина и трио Антониды, Вани, Собинина.
***5***
Премьера в Большом театре состоялась 21 февраля 1939 г. Дирижировал спектаклем С. Самосуд. Большой театр отдал `Ивану Сусанину` своих лучших певцов:
в новой постановке Сусанина пели А. Пирогов, М. Рейзен, М. Михайлов. Замечательный образ Антониды создали В. Барсова, Г. Жуковская; Собинина пели Н. Ханаев, Г. Большаков; партию Вани - Е. Антонова, Б.Златогорова. В польском акте в танцах солировали М. Семенова, О. Лепешинская. И после 1939 г. работа над оперой в Большом театре продолжалась, вносились поправки и улучшения, отдельные эпизоды ставились заново.
В Ленинграде опера была показана впервые после Октябрьской революции 19 июня 1939 г. Новую постановку осуществили дирижер А. Пазовский и режиссер Л. Баратов. В спектакле в качестве солистов удачно выступала группа молодежи. `Иван Сусанин` на сцене ленинградского театра, как отмечал Пазовский, отличался `юным задором, художественным энтузиазмом молодости`. В трактовке оперы раскрылись лучшие стороны дарования Пазовского. Работа стала классическим образцом трактовки глинкинского творения.

Постановки двух крупнейших театров отличались высоким музыкальным уровнем, особой масштабностью звучания народных массовых сцен.
В новой музыкально-сценической редакции `Иван Сусанин` был поставлен в Большом театре в 1945 г. дирижером и художественным руководителем А. Пазовским, режиссером Л. Баратовым.
В последующие годы опера Глинки почти не сходила с афиш Большого театра, и все новые и новые зрители могли услышать шедевр композитора.
О сценической истории первенца Глинки в Большом театре рассказывается в монографии: Грошева Е. Большой театр Союза ССР. - М.: Музыка, 1978, с. 24-27, 39-52, 204-208, 240-241.
Автор широко использовал различные документальные материалы, отзывы прессы, личные архивы исполнителей и пр.

Литературные портреты замечательных певцов Большого театра, которые в разные годы пели в опере `Иван Сусанин`, и дирижеров собраны в сборнике:
Мастера Большого театра: Нар. артисты СССР / Ред.- сост. М. Яковлев.-М.: Сов. композитор, 1976.-693 с., ил. Здесь помещены очерки об А. Неждановой, В. Барсовой, А. Пирогове, М. Рейзене, М. Михайлове, Г. Нэлеппе, А. Кривчеце, А. Огнивцеве, дирижерах А. Пазовском, С. Самосуде и др.
Предлагаем также книгу очерков и статей: Львов М. Русские певцы. - М.; Музыка, 1965.-264 с., 9 л. ил. В ней читатель найдет материалы о первом исполнителе партии Сусанина, выдающемся русском певце О. Петрове, певцах, создавших запоминающийся образ костромского крестьянина в опере Глинки, - М. Михайлове, М. Рейзене, А. Пирогове, об А. Неждановой.

Среди многих замечательных исполнителей партии Сусанина особое место занимает солист Большого театра Максим Дормидонтович Михайлов. Сусанину принадлежит центральное место в его творческой биографии (он исполнял эту партию свыше четырехсот раз). Артист создал удивительный по силе художественного воздействия образ русского крестьянина-патриота, исполненный сурового эпического величия. О необычной судьбе певца, который, не имея законченного вокального образования, благодаря упорной и тщательной работе, добился высочайшего мастерства, рассказывается о книге: Кузнецова А. Повесть о народном артисте. - М.: Моск. рабочий, 1964-303 с., ил.

Рекомендуем также мемуары народного артиста СССР, солиста Большого театра, певца М. Рейзена `Жизнь на сцене`. В них он не только рассказывает о своем пути в искусстве, но и подробно характеризует работы своих товарищей по сцене - А. Пирогова, М. Михайлова, В. Барсовой и др. Одна из глав в его воспоминаниях посвящена постановке `Ивана Сусанина` в 1959 г. в Большом театре. Мемуары вошли в сборник: Рейзен М. Автобиографические записки. Статьи. Воспоминания/Сост. Е. Грошева. - М.; Сов. композитор, 1980, с. 9-203.
Памятник Ивану Сусанину, патриоту земли русской, был установлен в 1967 г. в Костроме (скульпторы Н. Лавинский и др.). Увидеть этот монумент в репродукции можно, обратившись к книге: Иванов В. Кострома. - 2-е изд., доп. - М.: Искусство, 1978.-223 с., ил. - (Худож. памятники).***7***

 1  2  3  4  5  6  7 
 
  Copyright © RIN 2002-.
  * edu@rin.ru