Среди воспоминаний о певце его близких и соратников но искусству обращаем внимание на мемуары П. Мамонтова, племянника С. Мамонтова, `Шаляпин и Мамонтов`. Рассказывая о взаимоотношениях двух этих людей, автор останавливается и на своих впечатлениях от исполнения артистом партии Сусанина. Воспоминания помещены в том же трехтомнике во 2-м т. Среди разнообразной литературы, посвященной Шаляпину, хотим обратить внимание на беллетризированую биографию: Янковский М. Шаляпин. - Л.: Искусство, 1972.-374 с., ил .- (Жизнь в искусстве). Тем читателям, которые стремятся подробнее узнать о периоде жизни Шаляпина, связанном с Московской русской частной оперой и началом его деятельности в Большом театре, рекомендуем монографию: Гозенпуд А. Русский оперный театр на рубеже XIX-XX веков и Ф. И. Шаляпин. 1890-1904.-Л.: Музыка, 1974.-264 с., ил. Антонина Васильевна Нежданова дебютировала на сцене Большого театра в партии Антониды в `Иване Сусанине` сразу же после окончания Московской консерватории (1902). Выросшая в народной среде, скромная и простая, Антонина Васильевна сразу `вошла` в образ русской крестьянской девушки, переживания которой были близки ей и понятны. Певица покорила всех музыкальным талантом, голосом кристальной чистоты и благородною тембра, виртуозным мастерством. `Как артистка Нежданова дает все, что овеяно искренней простотой и настоящим душевным благородством,- писал В. Немирович-Данченко...- Это чувство правды в связи с ее чудесным голосом делает Нежданову необыкновенно гармоничным сценическим явлением`. Первая же роль Неждановой на сцене Большого театра убедила музыкантов и слушателей в том, что в театр пришла певица, которая смогла передать самую душу музыки Глинки. Искусствовед С. Дурылин, свидетель успехов артистки на оперной сцене, писал: `Мы гордились Неждановой потому, что в созданных ею образах русских женщин, при всей их поэтичности и нежности, всегда звучал высокий мотив верности, честности, мужественности, столь свойственный русской женщине`. О творческой деятельности певицы, чертах ее личности рассказывается в сборнике: Антонина Васильев на Нежданова: Материалы и исследования.-M.: Искусство, 1967, с. 9-168, 169-173, 183-186, 201-236 285-287, 419-430. Центральное место в нем занимают `Воспоминания` Антонины Васильевны, дополненные ее статьями о великих современниках. Среди них С. Рахманинов и Ф. Шаляпин. `Воспоминания` Неждановой правдиво воссоздают не только жизненный путь певицы в 70-х гг. прошлого века до середины 30-х гг. нашего столетия, но и ее взгляды на искусство, на творческий труд. В статьях о С. Рахманинове и Ф. Шаляпине Нежданова рисует яркие образы двух великих артистов, рассказывает о своих творческих контактах с ними, а том числе и в опере `Иван Сусанин`. Из мемуаров современников и статей о Неждановой, включенных я сборник, рекомендуем в первую очередь статьи В. Богданова-Березовского `Великая русская певица`, `Нежданова на оперной сцене` и воспоминания С. Дурылина `Народная артистка`. Предлагаем также познакомиться с популярным очерком: Поляновский Г. А. В. Нежданова.-2-е изд.- М.: Музыка, 1976.-144 с., 13 л. ил. Среди сценических образов певицы, о которых говорится в книге, Антонида и Людмила в операх Глинки. Вторым рождением оперы Глинки, не шедшей с 1917 г., явились постановки `Ивана Сусанина` в 1939 г. па сценах Большого театра в Москве и Театра оперы и балета им. С. М. Кирова в Ленинграде. В этих спектаклях впервые был полностью раскрыт замысел композитора, освобожденный от навязанной ему верноподданнической трактовки. Это была настоящая героико-трагическая опера о народном герое, было восстановлено первоначальное ее название. Перед постановщиками и коллективами театров стояла труднейшая задача - снять все то фальшивое и ложное, что было ей навязано, возродить оперу во всей первоначальной красоте и чистоте. Новый текст либретто, написанный поэтом С. Городецким, максимально выявил народно-патриотическое содержание оперы. Был восстановлен ряд традиционных купюр, в том числе вся первая картина эпилога с рассказом Вани о гибели Сусанина и трио Антониды, Вани, Собинина.
|