`Иван Сусанин` явился, по выражению П. Чайковского, `первой и лучшей русской оперой`, которая стала высоким образцом и творческим мерилом для последующих поколений русских композиторов. Литература, посвященная Глинке, богата и разнообразна. Здесь исследования, сборники документов и мемуаров, популярные книги и очерки, повести и романы. В изучении и разработке глинкинского наследия важное значение имели статьи и отдельные работы выдающихся русских музыкальных критиков В. Одоевского, А. Серова, В. Стасова, Г. Лароша, известного музыковеда и композитора Б. Асафьева. К ним советуем обращаться тем, кто стремится глубоко изучить творчество композитора. Ниже рекомендуется несколько работ, в которых освещается история создания оперы `Иван Сусанин` и дается ее разбор: Васина-Гроссман В. Михаил Иванович Глинка. 1804-1857.-М.: Музыка, 1982.-103 с., 52 л. ил., портр.-(Рус. и сов. композиторы); Фрид Р. М. И. Глинка: Моногр. очерк.-Л.; М.: Сов. композитор, 1973.-79 с., портр. На основе разнообразных документальных материалов (автобиографические `Записки` Глинки, его переписка, воспоминания современников) составлена литературная композиция: И я открою землю...: Глинка/ Авт. композиции Н. Колосова.-М.: Мол. гвардия, 1976.-160 с., ил.-(Пионер-значит первый). Представить себе своеобразие личности композитора, узнать о его творческой деятельности в связи с событиями общественно-политической и культурной жизни России 20-40-х гг. прошлого века поможет биографический роман: Вадецкий Б. Глинка. - М.: Сов. писатель, 1968.-544 с. Жизнь и деятельность Глинки тесно связана с Петербургом. Здесь он учился, здесь начал свой творческий путь, здесь созданы оперы `Иван Сусанин` и `Руслан и Людмила`, здесь были сосредоточены многие его дружеские связи. О Петербурге как арене деятельности композитора рассказывается в книге: Орлоза А. Глинка в Петербурге. - Л.; Лениздат, 1970,- 264 с., ил. О своей жизни, важнейших ее событиях, впечатлениях, встречах, творческих замыслах и свершениях сам Глинка рассказал в автобиографических `Записках`. Они написаны немногословно и сдержанно, но в скупых записях содержатся драгоценные свидетельства отношения композитора к современной ему жизни, к людям, а самое главное-к искусству. `Записки` вошли в издание: Глинка М. Полное собрание сочинений. Т. 1. Литературные произведения и переписка - М.: Музыка, 1973.-483 с., ил. Текст либретто оперы приводится в книге: Городецкий С. `Иван Сусанин` М. И. Глинки / Предисл. Б. Ярустовского.-М.: Музыка, 1976.-93 с. Краткое изложение содержания этого произведения помещено также в сборниках: Оперные либретто / Ред.-сост. В. Панкратова, Л. Полякова.-М.: Музыка, 1978. T.I. Русская опера и опера народов СССР. -591 с., ил.; 100 опер: История создания. Сюжет. Музыка /Ред.-сост. М. Дру-скин.-7-е изд. Л.: Музыка, 1981.-486 с.-(Библ. сер.). Об истории создания `Ивана Сусанина`, его сюжете, музыке, сценической судьбе рассказывается в книги Крунтяева Т., Розанов А. 25 оперных шедевров.- Л.: Музыка, 1980 - 191 с., ил. Ремезов И. Две оперы Глинки: `Иван Сусанин` и `Руслан и Людмила`. - М.: Музгиз, 1960.-124 с. - (Путеводители по операм). Сценическая судьба `Ивана Сусанина` в дальнейшем складывалась таким образом: 7 сентября 1842 г. опера впервые была поставлена в Москве в Большом театре. В течение двух третей прошлого столетия после первой постановки она почти не сходила со сцены Мариинского театра в Петербурге и Большого театра в Москве, однако в музыку Глинки было внесено множество произвольных изменений, часто допускались купюры; публику приучали к мысли, что творение Глинки выглядит именно так. Значительным событием в музыкальной жизни России была постановка `Ивана Сусанина` (`Жизнь за царя`) в Москве в Большом театре, приуроченная к столетию со дня рождения Глинки. Ее осуществил Сергей Васильевич Рахманинов. Большой театр в начале 1900-х гг. переживал бурный процесс художественного преобразования. Это было связано с тем, что на его сцене стали выступать такие выдающиеся певцы, как Ф. Шаляпин, Л. Собинов, А. Нежданова. В качестве театральных художников были привлечены замечательные мастера К. Коровин и А. Головин. В 1904 г. Рахманинов стал дирижером Большого театра, его приход вызвал серьезный `переворот` в деятельности театра. Он поставил, дав им совершенно новую, свежую интерпретацию, 12 опер. Среди них `Евгений Онегин`, `Князь Игорь`, `Иван Сусанин`, `Борис Годунов`.
|