Из материалов второго тома назовем статью Л. Мамонтова `Шаляпин и Мамонтов`, воспоминания художника К. Коровина `Шаляпин. Встречи и совместная жизнь`, `Воспоминания об отце` И. Шаляпиной, где содержатся некоторые сведения о Шаляпине - исполнителе роли Бориса Годунова. Среди материалов тома помещена статья А. Амфитеатрова `Борис Годунов` в Милане`. Во всех трех томах много портретов Шаляпина в ролях Бориса Годунова и Варлаама, в том числе портрет кисти Головина `Ф. Шаляпин в роли Бориса Годунова`, эскизы декораций А. Головина и др., рисунки самого артиста. В книге `Александр Бенуа размышляет` (М.: Сов. художник, 1968.-749 с.) художник и теоретик искусства А. Бенуа вспоминает, как покорила опера Мусоргского музыкальный мир Европы весной 1908 г., `когда Шаляпин мог развернуться в своей лучшей роли (в лучшей роли всего русского оперного репертуара)`. Спектакль поразил невиданной красотой и силой - `Декорации, по эскизам Головина, Юона и меня, удались на славу и создавали надлежащую атмосферу`. Назовем также книгу А. Бенуа `Мои воспоминания` (М.: Наука, 1980.-Кн. 4-5.-473 с.), где есть глава `Париж `Борис Годунов`. С искусством художника А. Головина знакомит альбом `Александр Головин` (Сост. И. Гофман.-М.: Изобраз. искусство, 1981.-191 с.), где помещены также портреты Шаляпина. Интересный материал имеется в книге Л. Раскина `Шаляпин и русские художники` (Л.; М.: Искусство, 1963.-163 с.). Автор освещает отношения Шаляпина со многими художниками, специальный раздел посвящен А. Головину. Среди иллюстраций - портрет Головина `Ф. Шаляпин в роли Бориса Годунова`, автопортреты Шаляпина. А. Бассехес в книге `Театр и живопись Головина` (М.: Изобраз. искусство, 1976.- 156 с.) рассказывает о декорациях и эскизах Головина к опере `Борис Годунов`, о проникновении художника в творческий мир Пушкина и Мусоргского. Для Пушкина, Мусоргского, Шаляпина, Головина важнейшими источниками в работе над `Борисом Годуновым` были классические труды Н. М. Карамзина. Современный читатель может сопоставить версию Карамзина с пушкинской, обратившись к главе `Истории Государства Российского` - `Царство Бориса Годунова` в кн.: Карамзин Н. Избранные сочинения. - М.; Л.: Худож. лит., 1964.-Т. 2.-591 с.; Карамзин Н. Избранные произведения.-Л.: Лениздат, 1980.-190 с.- (Школ. серия). Характеристика Бориса Годунова и его правления содержится также в работах В. Ключевского, помогавшего Шаляпину в создании образа царя Бориса (см. кн.: Ключевский В. Сочинения.-М.: Госполитиздат, 1957.-Т. 3-426с.). Точка зрения науки на личность и деятельность Бориса Годунова нашла отражение в книге: Скрынников Р. Борис Годунов. - М.: Наука, 1983.-192 с., ил. Сохранились грамзаписи голоса Шаляпина: Монологи Бориса (пролог, 2-е д.); Сцена прощания с сыном и смерть Бориса (4-е д.); Монолог Пимена (1-е д.); Рассказ Пимена (4-е д.); Песня Варлаама (1-е д.). См.: `Искусство Шаляпина`, 1-3, 5-7 пл. Характеристика исполнителей главных партий оперы `Борис Годунов` имеется в сборнике: Мастера Большого театра: Нар. артисты СССР. - М.: Сов. композитор, 1976.-693 с. |