Образование в РоссииДошкольное образованиеШкольное образованиеПрофессионально-техническоеВысшее образованиеНаучно-исследовательская деятельностьПовышение квалификацииОбучение Internet
 
Новости
Каталог школ
Каталог сотрудников
Документы
Учителю
Первокласснику
Ученику
Родителям
Образование за рубежом
Рефераты
Литература
Пресса
Отрывки из сочинений
Гостевая книга
Наши партнеры
Ссылки
 
Каталог классов и групп
Одноклассники
 
Свежие новости
Конструктор для ваших сайтов
Бесплатный хостинг
Служба рассылки
Игровой сервер
Бесплатно скачать mp3
Открытки для влюбленныз
Социологические опросы
Лучшие Тесты
Какой у тебя характер?
IQ
Психологический возраст
Любит - не любит
Кого назначит вам судьба?
Ждет ли вас успех?
Какому типу мужчин вы нравитесь?
Посмотрите на себя со стороны
Какая работа для вас предпочтительнее?
Есть ли у тебя шестое чувство?

Поиск по сайту
 статью
 учреждение
 сотрудника
 

"Борис Годунов"
<<назад
 1  2  3  4  5  6 

Беседа посвящена истории замысла и создания трагедии А. С. Пушкина `Борис Годунов` и одноименной оперы М. П. Мусоргского, яркому сценическому воплощению произведения, обязанному прежде всего таланту Ф. И. Шаляпина и А.Я. Головина.

В конце 1824 г. в Михайловской ссылке Александр Сергеевич Пушкин начал работу над трагедией `Борис Годунов`. Поэт писал: `Изучение Шекспира, Карамзина и старых наших летописей дало мне мысль облечь в драматические формы одну из самых драматических эпох новейшей истории. Не смущаемый никаким иным влиянием, Шекспиру я подражал в его вольном и широком изображении характеров, в небрежном и простом составлении планов, Карамзину следовал я в светлом развитии происшествий, в летописях старался угадать образ мыслей и язык тогдашнего времени`. Трагедии предпосланы слова: `Драгоценной для россиян памяти Николая Михайловича Карамзина сей труд, гением его вдохновенный, с благоговением и благодарностью посвящает Александр Пушкин`. У Карамзина заимствовал поэт, в частности, и недоказанную версию об убийстве по приказу Годунова царевича Дмитрия.

Поэт вспоминал: `Писанная мною в строгом уединении, вдали охлаждающего света, плод постоянного труда, трагедия сия доставила мне все, чем писателю насладиться дозволено: живое вдохновенное занятие, внутреннее убеждение, что мною употреблены были все усилия, наконец, одобрения малого числа людей избранных`.
В ночь с 3 на 4 сентября 1826 г. Пушкин по высочайшему повелению и в сопровождении фельдъегеря выехал в Москву. Среди произведений, привезенных им из Михайловского, было исполненное страстного желания `Глаголом жечь сердца людей` стихотворение `Пророк` и `Борис Годунов`. Москва встретила Пушкина восторженно, особенно большой интерес вызвала трагедия, читанная поэтом друзьям на квартире П. А. Вяземского, в доме Веневитиновых.

Слухи об этих чтениях дошли до шефа жандармов Бенкендорфа, который затребовал у Пушкина рукопись и передал ее на отзыв Ф. Булгарину, продажному журналисту и одновременно осведомителю политической полиции. Николай I на основании записки Булгарина составил неблагосклонное мнение о пушкинской трагедии, выразившееся в следующей резолюции: `Я считаю, что цель г. Пушкина была бы выполнена, если бы с нужным очищением переделал комедию свою в историческую повесть или роман наподобие Вальтер Скотта`.
Пушкин не исполнил этого требования. `Жалею, что я не в силах переделать мною однажды написанное` - таков был полный достоинства ответ поэта. И путь `Бориса Годунова` в печать и на сцену был закрыт.

Однако поэт был глубоко удовлетворен своим созданием, ощущал уверенность в правильности избранного им пути. `Дух века требует важных перемен и на сцене драматической`, - утверждал автор `Бориса Годунова` Придавая обычно мало значения успеху своих произведений, на этот раз он думал иначе: `Неудачный опыт может замедлить преобразование нашей сцены`. И поистине художественные принципы, выработанные в период создания `Бориса Годунова`, определили во многом и всю дальнейшую поэтическую деятельность Пушкина, и путь русской литературы. Пушкинская трагедия явилась высочайшим образцом реалистического искусства. В статье `О народной драме и драме `Марфа Посадница` (1830) поэт дал его четкую формулу: `Истина страстей, правдоподобие чувствований в предполагаемых обстоятельствах - вот чего требует наш ум от драматического писателя`.

Считая наиболее близкой себе драматургию `отца нашего Шекспира`, Пушкин отошел от господствовавшего в те годы романтизма, от поэтики его главы и властителя дум целого поколения - Байрона. Пушкин считал, в частности, что у Байрона везде один характер - его собственный. `Что развивается в трагедии? Какая ее цель? Судьба человеческая, судьба народная`, - утверждал Пушкин. Его волновала судьба нации, русского государства. Ненавидя рабство, воодушевленный свободолюбивыми помыслами, Пушкин еще до восстания 1825 г. начал сознавать, что в подготовке членами тайных обществ `великих перемен` сам народ участия не принимает, И в `Борисе Годунове` он поставил вопрос о значении `народного мнения` в ходе исторических событий.

 1  2  3  4  5  6 
 
  Copyright © RIN 2002-.
  * edu@rin.ru