Инсценировка `Идиота` была разрешена лишь в 1899 г. Премьера спектакля состоялась в Малом театре в Москве. Мышкина играл Н, Васильев, Настасью Филипповну - М. Ермолова, Аглаю - А. Яблочкина, Рогожина - Н. Подарин. Тогда же спектакль был поставлен в Александрийском театре в Петербурге, где в роли Мышкина выступил Р. Аполлонский, Настасьи Филипповны - М. Савина, Аглаи - В, Комиссаржевская, Рогожина - М. Дальский. В советское время `с жалящей остротой` в 1920 - 1940-е гг. в Ленинградском академическом театре драмы им. А. С. Пушкина роль Мышкина играл народный артист республики Н. Ходотов. Своей игрой он выразительно показывал, что душевно тонкий, добрый человек, внутренне отрешенный от бушующих вокруг него темных страстей и корыстных интересов, был неминуемо обречен на гибель. Выдающимися исполнителями роли Настасьи Филипповны в Ленинграде были Е. Жихарева и Е. Тиме, а в Москве - Е. Гоголева и В. Пашенная. В 1933 г. известный чтец В. Яхонтов подготовил композицию `Настасья Филипповна`, в которой с удивительной глубиной была передана исповедь существа чистого, гибнущего в мире корысти, предательства, лицемерия. В 1957-1958 гг. к постановке `Идиота` обратились в Москве - Государственный драматический театр им. Евг. Вахтангова (режиссер А. Ремизова), в Ленинграде - Большой драматический театр им. М. Горького (постановка Г. Товстоногова, режиссер Р. Сирота). Центром московского спектакля стала Настасья Филипповна в исполнении Ю. Борисовой. Тонкая, нервная актриса воссоздала характер, рвущийся навстречу року. Мышкина удачно, в мягкой манере играл Н. Гриценко, Рогожина - с большим темпераментом - М. Ульянов, Аглаю - Л. Целиковская. В ленинградской постановке главный акцент был сделан на роли Мышкина, которого играл И. Смоктуновский. Светлая озаренность, беззащитность, изысканная пластика жеста, тепло его ускользающей улыбки, страстное желание помочь каждому, сквозящее в каждой произнесенной им фразе, оставляли незабываемое впечатление. В `быстром потоке действительности`, создающем напряжение трагедии в спектакле, остро звучали тема Настасьи Филипповны (Н. Ольхина, позднее - Э. Попова), тщетный порыв души Рогожина (Е. Лебедев) к свободе от оков собственнических инстинктов. В 1966 г. во второй редакции спектакля роль Настасьи Филипповны сыграла Т. Доронина. В последние годы `Идиот` вошел в репертуар многих театров страны. Композитор В. Богданов-Березовский написал оперу `Настасья Филипповна`. Впервые роман `Идиот` был экранизирован в России в нору немого кино в 1910 г. Цветной художественный фильм `Идиот` (Часть 1, `Настасья Филипповна`) был поставлен в 1958 г. Иваном Александровичем Пырьевым. Режиссер не случайно обратился к роману Достоевского. `Я испытываю давнее и стойкое пристрастие к этому писателю, исключительному и по художественной силе и по трагической судьбе, - отмечал Пырьев, рассказывая об экранизации `Идиота`. - Он подчиняет меня своей творческой власти гениального художника, страстного искателя социальной правды. При чтении его произведений мне неизменно передается заложенная в них трепетная взволнованность, достигающая в иные моменты огромного напряжения страсти`. Пырьев стремился передать в фильме любовь Достоевского к людям `униженным и оскорбленным`, его горячее желание найти правду в жизни и удивительное умение раскрыть глубины психологии человека, тайники его души. Жгучие вопросы современности, волновавшие писателя, особенно проблема власти денег, через отношение к которой проявляются характеры, открывается духовная сущность человека, были положены режиссером в основу фильма. Страстное обличение общества, в котором честь, совесть, талант, красота - предметы торга, а власть золота лишает людей человеческого облика и достоинства, составило пафос экранизации. Создавая свою картину, Пырьев думал и о воспитательной ее роли, считая, что `свет, излучаемый образом Мышкина, в значительной мере может быть воспринят зрителем как реально осуществимый призыв к проявлению доброго начала в людях`. Главные роли в фильме Пырьева исполнили Ю. Яковлев (Мышкин) и Ю. Борисова (Настасья Филипповна).
|