Основная цель географического образования Главные задачи географического образования Методические обоснования Структура предмета "География" История географической науки насчитывает несколько тысячелетий. За это время ее предмет, задачи и методы исследований неоднократно изменялись. Особенно большие изменения произошли в географической науке в последние десятилетия, когда из преимущественно описательной и справочно-энциклопедической она стала превращаться в конструктивную науку. Ныне основная задача географии заключается в нахождении путей решения противоречий, возникающих в системе "человек - природа - хозяйство - окружающая среда", причем на разных территориальных уровнях. Предмет современных географических исследований включает всю географическую оболочку Земли и слагающие ее геосистемы, территориальную структуру хозяйства и общества. Главной задачей географии уже давно стало не землеописание, а изучение пространственно-временных взаимосвязей и взаимозависимостей между природными и антропогенными объектами, географических последствий человеческой деятельности. К решению этой задачи география подготовлена как всем ходом своего исторического развития, так и своим особым положением в современной системе наук, где она играет роль своего рода "мостика" между естественными и общественными науками. Географические знания нынче необходимы для решения многих проблем социально-экономического и экологического характера, возникающих на разных уровнях от локального до глобального. Школьная география единственный школьный предмет, относящийся одновременно и к естественному, и к общественному циклам учебных дисциплин. Широкий охват проблем взаимодействия природы, населения и хозяйства (общества) позволяет ей: - комплексно рассматривать среду обитания (жизненное пространство) человечества, знакомя учащихся с тем, как живут и хозяйствуют люди в разных географических условиях; - формировать восприятие мира не в виде набора отдельных природных или общественных компонентов, а в виде четкой иерархии целостных территориальных природно-общественных систем, формирующихся и развивающихся по определенным законам. География - специфический школьный предмет мировоззренческого характера, формирующий у учащихся комплексное, системное и социально-ориентированное представление о Земле как о планете людей, наиболее полно знакомит их с проблемами взаимодействия общества и природы. Это также единственный предмет, знакомящий их с территориальным (региональным) подходом как особым методом научного познания и важным инструментом воздействия на социально-экономические процессы посредством региональной политики. Все это позволяет отнести географию к числу тех классических школьных предметов, на которые ложится особая ответственность не только за формирование у школьников гуманистического мировоззрения, воспитание патриотизма и любви к Родине, но и умений и навыков ориентации и социально-ответственного поведения в окружающем мире. Настоящая Концепция исходит из намеченного в России на начало XXI века перехода к 12-летней школе. Этот переход предполагается осуществить не как чисто механическую акцию, связанную с увеличением продолжительности обучения в школе. Он предусматривает значительное реформирование структуры и содержания общего образования в России. Такой подход определяется необходимостью соответствия данной Концепции: - современному этапу развития человеческой цивилизации и культуры; - новому общественному строю, сформировавшемуся в России и соответственно иному социальному заказу школе; - задаче перехода страны от индустриальной к постиндустриальной стадии развития; - новейшим достижениям отечественной географической науки, школьной дидактики и методики преподавания географии; - Международной хартии географического образования, обобщившей опыт географического образования в передовых странах мира.
[an error occurred while processing this directive] |