Образование в РоссииДошкольное образованиеШкольное образованиеПрофессионально-техническоеВысшее образованиеНаучно-исследовательская деятельностьПовышение квалификацииОбучение Internet
 
Новости
Каталог школ
Каталог сотрудников
Документы
Учителю
Первокласснику
Ученику
Родителям
Образование за рубежом
Рефераты
Литература
Пресса
Отрывки из сочинений
Гостевая книга
Наши партнеры
Ссылки
 
Каталог классов и групп
Одноклассники
 
Свежие новости
Конструктор для ваших сайтов
Бесплатный хостинг
Служба рассылки
Игровой сервер
Бесплатно скачать mp3
Открытки для влюбленныз
Социологические опросы
Лучшие Тесты
Какой у тебя характер?
IQ
Психологический возраст
Любит - не любит
Кого назначит вам судьба?
Ждет ли вас успех?
Какому типу мужчин вы нравитесь?
Посмотрите на себя со стороны
Какая работа для вас предпочтительнее?
Есть ли у тебя шестое чувство?

Поиск по сайту
 статью
 учреждение
 сотрудника
 

"Давайте-же беречь:" Ретро-новация в современном преподавании
<<назад
 1  2  3  4  5 


Наряду с литературным материалом картину дополняют исторические рассказы об искусстве первобытных людей. Закономерно завершает этот урок вывод о том, что диалог между прошлым и сегодняшним возможен, более того, он необходим, как всякий диалог. Таким образом выявляется коммуникативная проблема, и "большой секрет" этого урока достаточно просто раскрывается в стихотворении Ю.Мориц: "Ах, было б только с кем поговорить!"

Следующее направление, которое я понимаю как исключительно важное - "экология речевого общения" ожесточение людей, агрессия. Мы разучились общаться, и результат этого не только кровавые криминальные хроники в средствах массовой информации, но и "горячие" точки на всей планете: Чечня, Югославия, Палестина, Хорватия, и вот теперь уже Дагестан.

Поистине, "нам не дано предугадать, как слово наше отзовется" (Ф.И.Тютчев). Сегодня к числу экологических проблем, решение которых необходимо для выживания человечества, все чаще относят сохранение культуры общения, в том числе - оздоровление речевой среды. Слишком много можно назвать факторов ее загрязнения: засорение жаргонизмами (молодежный сленг), катастрофическое сужение объема нашего лексикона, обеднение выразительных средств языка, примитивность и приблизительность речевых форм выражения мысли, наконец, нарушение языковых норм.

Все эти помехи затрудняют общение, мешают людям понять друг друга. Колоссальную роль в решении проблемы культуры общения призваны, на мой взгляд, сыграть уроки риторики, которая, как гуманитарный предмет, должна вносить особый вклад в духовное развитие подрастающего поколения. Именно ему, этому поколению, лишенному надежды, воспитанному на примере китчевой кинопродукции, второсортной музыки, дешевой литературы, так нужны риторические идеи взаимопонимания, которыми пронизан каждый курс риторики по программе доктора филологических наук Т.А.Ладыженской.

Уроки риторики не только развивают устную и письменную речь, но учат умелой, искусной, успешной, эффективной речи, эффективному общению.

"Что же такое общение?" - спрашиваю у пятиклассников на вводном уроке. "Взаимопонимание, взаимовыручка, взаимодействие".., - отвечают они. А всегда ли мы готовы к взаимопониманию? Или Ф.И.Тютчев все-таки прав в своем призыве: "Sulentium"? "Молчи, скрывайся и таи и чувства, и мечты свои".
Ясно, что общению нужно учиться так же, как счету и орфографии. И помогают нам в этом риторические игры, речевая гимнастика, веселые уроки "Радионяни", речеведческие задачи, видеосюжеты из киносборника "Ералаш", интересные тексты, тщательно подобранные авторами в учебнике "Школьная риторика". Все это подчинено одной задаче - осознать себя частью этого мира и научиться общаться со всем, что нас окружает.

Основная форма таких уроков - диалог. Но это диалог на программируемой основе. Это результат предварительной работы, предварительных раздумий учителя. Работа строится на основе гуманистической педагогики, которая в центре обучения ставит личность ученика с его интересами и возможностями. И дети делятся со мной своими первыми победами. "А моя мама согласилась-таки со мной, - говорит Катя, - после того, как я обратилась в форме косвенной просьбы, как вы учились на уроке". "А мы помирились с Никитой", - радуется Андрей после урока "Ссора и спор". Может быть, эти маленькие детские радости покажутся неважными в свете глобальных проблем, но я довольна, что кому-то стало чуточку светлее в нашем трудном мире, и совершенно убеждена, что у риторики - большое будущее. Мне понятно мнение ученого В.С.Библера, который сказал, что в наступающем XXI веке "доминантой мышления" становится не "познание", а "взаимопонимание".
Еще одно направление по реализации моей педагогической концепции исходит из старой отечественной идеи о воспитании уважения к культуре всеобщей через воспитание любви к культуре своей страны (родной, близкой, "патриархальной").

Понятно, что прежде чем изучать литературу на исторической основе (от античности до современности), надо твердо и осмысленно встать на почву своей родной культуры, осознать естественный ход вещей и последствий его нарушения ("экология родной культуры"). Особую роль здесь призван сыграть цикл интегративных уроков в программе "Русская и мировая словесность. Гуманитарная культура. Искусство чтения" по изучению народных традиций, обрядов и обычаев, объединенных общим названием "Круглый год". На этих уроках мы с пятиклассниками изучаем аграрный и православный календарь, основные вехи священной истории, особенности отечественного фольклора и народной культуры. Поскольку жизнь крестьян была тесно связана с природными явлениями, менялась в зависимости от времени года, эти уроки я условно разделила на 4 цикла: "Осень", "Зима", "Весна" и "Лето".

 1  2  3  4  5 
 
  Copyright © RIN 2002-.
  * edu@rin.ru