Наступает XXI век... Как далеко мы ушли по пути технического прогресса и как низко пали в нравственном, духовном... Как это скажется на том, что окружает нас и есть внутри нас? Загрязненная атмосфера, кислотные дожди, высохшие реки, моря, вымирающие животные. И как следствие - катаклизмы: землетрясения, наводнения, ураганы и снегопады, которые не может предсказать метеорологическая служба. А в обществе людей - агрессия, смещение представлений о прекрасном. Кто же виноват? Человек... Кто за все расплатится? Человек... Круг замкнулся. И чтобы разомкнуть его, начать нужно с обращения к Человеку, к его нравственной и духовной сути. Центр моей педагогической концепции, ее сердце - это экологизация мировосприятия учащимися, формирование бережного отношения к миру природы, к сохранению родной речи, культурных ценностей, которые стали достоянием нации, народа. Остро чувствую, как важно сохранить для юных моих учеников, то лучшее, что поможет выжить миру и человечеству, не растерять духовное. Как важно передать то, что поможет им сохранить человеческое в себе и в мире, защитить от глупости, беспамятства, духовной глухоты и трагедии мира. Можно ученикам рассказать о природе вещей, научить ухаживать за растениями, не обижать животных, но суть моей педагогической концепции в ином. Я вижу смысл нашего пребывания на Земле в любви ко всему видимому и невидимому, служении ему. Для этого необходимы знания, чтобы понимать окружающее и самих себя - вот педагогическое кредо моей концепции, объединяющее три сквозные линии: Беречь хоть в меру сил: родную природу, родную речь, родную культуру. Эти три задачи я решаю на каждом своем уроке, каждым словом, обращенным к ребенку. Итак, экологизация сознания, моя ретро-новация (ибо эта работа велась всегда), реализуется через "экологию речевого общения", "экологию родной культуры", "экологию души" на основе интегративно-гуманитарного подхода в соответствии с основными направлениями моей концепции. Основа воплощения идеи - это интегративно-гуманитарный подход к изучению содержания материала на уроках русского языка, литературы, риторики. В соответствии с ним учащиеся должны приобрести в процессе обучения целостное видение мира и выйти на позицию не стороннего наблюдателя, а заинтересованной личности, сознающей себя частью окружающего мира. Уже в начальной школе происходит формирование тех механизмов, которые позволят ребенку сознательно воспринять ту или иную целостную картину мира. А в 9-10 лет, когда учащиеся приходят в основную школу, совершается важнейший поворот к созданию у ребенка целостной картины мира. Формированию этого способствует литература на интегративной основе. Как основу я использую курс "Русская и мировая словесность. Гуманитарная культура. Искусство чтения". (автор В.Звиняцковский) в рамках альтернативной модели "Экология и диалектика", по которой ведется преподавание в нашей школе уже 5 лет. Интегративный курс можно построить и на основе другого предмета. В принципе, любой из них, от математики до пения, может содействовать экологизации сознания, формированию целостной картины мира. Но словесность, родная и мировая литература, в прошлом уже выполняли подобную функцию. Ведь литература - один из видов искусства, познание которого связано с овладением эстетической концепцией человека. Но это еще и искусство слова, живая стихия родного языка, "языковая" картина мира. Таким образом, в интегративный курс "Словесность" включены не только литература, но и эстетика, общая лингвистика, теория культуры, экология. Вот как сочетаются эти предметы на вводном уроке в 5-м классе. Решается проблема взаимодействия искусства и жизни. Возможен ли диалог? Наука и искусство - понятие и образ. Дети получают задание: нарисуйте, что вы представляете, слушая две строки из стихотворения В.Брюсова: Белая роза дышала на тонком стебле, Девушка вензель чертила на зимнем стекле. Рисунки поражают разнообразием: роза, девушка, окно, затянутое морозными узорами. Слово "вензель" не всем известно, но понимаемо в контексте. И другой вариант: девушка на коньках рисует узоры на льду. Так интерпретировалось в сознании "зимнее стекло". Каждому видится свое, это и есть "художественный образ", который в отличие от научного понятия, будит наше воображение. В качестве текста для анализа предлагаю ребятам стихотворение В.Высоцкого "Вступительное слово про Витьку Кораблева и друга закадычного Ваню Дыховичного", которое в шутливой форме проясняет разницу не только между "физиками" и "лириками", но и между понятиями "наука" и "искусство".
|