Образование в РоссииДошкольное образованиеШкольное образованиеПрофессионально-техническоеВысшее образованиеНаучно-исследовательская деятельностьПовышение квалификацииОбучение Internet
 
Новости
Каталог школ
Каталог сотрудников
Документы
Учителю
Первокласснику
Ученику
Родителям
Образование за рубежом
Рефераты
Литература
Пресса
Отрывки из сочинений
Гостевая книга
Наши партнеры
Ссылки
 
Каталог классов и групп
Одноклассники
 
Свежие новости
Конструктор для ваших сайтов
Бесплатный хостинг
Служба рассылки
Игровой сервер
Бесплатно скачать mp3
Открытки для влюбленныз
Социологические опросы
Лучшие Тесты
Какой у тебя характер?
IQ
Психологический возраст
Любит - не любит
Кого назначит вам судьба?
Ждет ли вас успех?
Какому типу мужчин вы нравитесь?
Посмотрите на себя со стороны
Какая работа для вас предпочтительнее?
Есть ли у тебя шестое чувство?

Поиск по сайту
 статью
 учреждение
 сотрудника
 

"Давайте-же беречь:" Ретро-новация в современном преподавании
<<назад
 1  2  3  4  5 


Так, на уроках "Осень" учащиеся узнают о празднике Последнего снопа, с удовольствием рисуют, как его украшали крестьяне, учат народные песни о будущем урожае. А заодно узнают об особенностях русского фольклора, о причинах расселения славян на территории Руси и пишут мини-сочинение "Что такое осень?" Урок по теме "Зима": Учащиеся с удовольствием разыскивают материал о происхождении зимних праздников: Святок, Нового года, Рождества. Для этого они изучают библейские сказания и историю о том, как пришел в Россию обычай наряжать елку, читают песенки - колядки, проводят обряд рождественских гаданий. Повесть Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством" и стихотворение Б.Пастернака "Рождественская звезда" помогают ребятам представить эти праздники. В заключение отвечают на проблемный вопрос: почему зимой так много веселых праздников, а летом мало?

Помочь ребенку стать человеком духовным, способным чувствовать мир, природу, другого человека, понимать себя через произведения литературы - вот аспект моей деятельности, называемый "экология души". Начинаю первый урок литературы в 10 классе. "Без Тютчева невозможно жить", - считает Л.Н.Толстой. А может быть, можно? Так стоит ли заниматься устаревшей литературой при сегодняшнем дефиците времени? Стоит, потому что это классика, проверенная временем литература. И Тютчев, и Толстой без нас обойдутся, а мы без них - нет! Не узнав гения, невозможно понять себя. Ведь литература - это Я. Как улыбка Джоконды обращена к каждому посетителю, где бы он ни стоял, так и классические произведения о каждом из нас. Итак, для чего мы читаем? "Для того чтобы понять себя", - говорят ребята.

Моя задача на уроке - организовать совместное осмысление и сопереживание, побудить к личностной оценке мотивов, поступков героев произведений, их отношений. Итак, чтобы поставить ученика в подобную позицию, необходимо так организовать познавательную деятельность, чтобы учебные задачи стали для него жизненными. Это произойдет тогда, когда, анализируя текст, он будет осмысливать свои нравственные проблемы, и в произведении `искать человека, похожего на себя` (Л.Толстой). К решению этой проблемы я вижу несколько подходов.
Литература, далекая, несовременная, покажется близкой, доступной, если выявить ее основную проблему: как стать счастливым? Это мое видение литературы, оборотная сторона извечных философских вопросов на Руси: что делать? и кто виноват? "Литература, она ведь вся о счастье", - говорю ребятам. Почему счастлива Наташа Ростова, а Анна Каренина нет? Почему смерть для Катерины Кабановой избавление, а для Сонечки Мармеладовой - роскошь?

Форма таких уроков - диспут. Моя позиция на уроке - позиция заинтересованного собеседника, который внимательно выслушает каждое мнение, поддерживает в учащихся убежденность, что их суждения представляют ценность и для меня. И ребята приходят к выводу, что счастье для Анны невозможно, ведь она предпочла "жизнь для себя", - отвечает ученица, - а не "жизнь для других". А вот Сонечка сильнее всех своей способностью к самопожертвованию, и Достоевский прав, утверждая: "Мир спасет Красота". Красота души. "Счастливыми не рождаются, - к такому выводу приходит ученица, потрясенная романом Достоевского. - Счастье заслуживается, и только страданием".

И даже наивные герои романа Н.Чернышевского "Что делать?" симпатичны нам своим небанальным решением банального треугольника. Анализируя эту ситуацию с точки зрения теории "разумного эгоизма", учащиеся делают вывод: счастье личное - в счастье других. И слова Д.И.Писарева кажутся сегодня очень актуальными: "Счастье мыслящего человека состоит не в том, чтобы в жизни играть милыми игрушками, а в том, чтобы вносить как можно больше света и теплоты в существование всех окружающих людей".
Мне кажется, что главная миссия уроков словесности, говоря словами А.С.Пушкина, "чувства добрые" пробуждать.

Все начинается с любви. А сегодня воспитание ребенка зачастую передается родителями теле-, видео-, аудиоаппаратуре. Отделить зерна от плевел детской душе не под силу, она, как губка, впитывает все впечатления, формирует сомнительные идеалы. И учителю сегодня, я считаю, как никогда трудно. Что же делать? Нужно представить детям такой учебный материал и так его преподнести, чтобы оторвать их от экранов и наушников, делающих их послушными потребителями видео- и аудиопродукции.

 1  2  3  4  5 
 
  Copyright © RIN 2002-.
  * edu@rin.ru