Большой интерес у учащихся вызывает, например, история создания стихотворения А.Блока "Когда вы стоите на моем пути", рассказанная Е.Богатом в книге "Что движет солнца и светила". Стихотворение это очень нравится учащимся, так как обращено к ним, юным и влюбленным. Но мало кому известно, что посвящено оно замечательной героине французского Сопротивления Е.Ю.Кузьминой-Караваевой. Она, будучи гимназисткой, глубоко и навсегда полюбила поэта А.Блока. Судьба девушки была трагична. Революционные вихревые годы занесли ее в Париж. Ее деятельность по сплочению русских эмигрантов, возвращению их на Родину, была удивительна. "Мать Мария" - так звал ее весь Париж. Самой ей не суждено было вернуться. Она погибла в концлагере Равенсбрюк в 1944 году. И на уроке связываются воедино два временных пласта: смутное, туманное время Блока и близкое всем нам, незаживающее время Великой Отечественной войны. Так, тщательный отбор автобиографического материала на первые уроки по творчеству писателя не только вызывают у учащихся интерес к его личности, к его произведениям, но и превращают их в уроки нравственности. Итак, интерес созрел, ученики готовы превратиться в читателя. И этому тоже надо научить. "Экология души" требует от читателя умения проникнуть в художественную ткань произведения, осмыслить и оценить авторские идеи, принять или не принять их. Только на основе активной работы души над текстом может происходить процесс формирования личности, если образование понимать так широко, как Л.Н.Толстой, который говорил об "образовании, обнимающем и воспитание". Как же проникнуть в глубь произведения? Я на своих уроках по литературе чаще всего использую "ключевое слово", поиски которого заставляют по-новому осмыслить даже известный текст. "Искусство начинается с чуть-чуть", - писал Л.Н.Толстой, и даже маленькая деталь в подлинно талантливом произведении помогает раскрыть единый и неповторимый мир художественного произведения. "Что сделал полковник, прежде чем пригласить свою дочь на танец?" - спрашиваю восьмиклассников на уроке по рассказу Толстого "После бала". Ответ прост: "Он надел перчатку". Но эта незначительная деталь вырастает до трагических размеров во второй части рассказа, где полковник той же перчаткой бьет по лицу солдата. Обращаю внимание ребят на слова, с которыми полковник надевает перчатку на балу: "Надо, чтобы все было по закону". Вот он, "ключик", раскрывающий идейный смысл рассказа. Все должно быть по закону; кавалер должен быть в перчатках на балу, солдат, убежавший от невыносимой жизни, должен быть наказан. И не против жестокого полковника направлен рассказ Толстого, делают вывод учащиеся, а против жестоких законов, царящих в обществе. "Чувства добрые", работа души проявляется в свободных высказываниях учащихся на нетрадиционных уроках (диспутах, конференциях и т.д.). Я для себя избрала ведущей формой урока литературно-музыкальный салон. Эта форма подразумевает не только выступления ребят по выбранной теме, но и тщательное музыкальное оформление, украшение нашей литературной гостиной, продуманность каждой детали костюмов. Конечно, такие уроки требуют особой подготовки, но отдача от них велика. Для ребят это блестящая возможность окунуться в мир Литературы, полностью перевоплотиться. Только что они были обычными школьниками, увлекающимися роликами и компьютерами, - в салоне это поэты серебряного века, дамы высшего света, которым отдавали свою любовь самые знаменитые люди прошлого столетия, герои пушкинских произведений. Тематика салонов различна: "Творчество М.Цветаевой", "Поэзия серебряного века", "Творчество С.Есенина", "Поэзия В.Высоцкого". Но все же большая часть тем уроков этой формы посвящена жизни и творчеству А.С.Пушкина. И это не случайно. Ведь наша гимназия находится в Пушкинских местах, дух поэта незримо присутствует и в голицынском парке, когда мы изучаем народные обряды, и когда пишем в музее сочинения, и в наших литературно-музыкальных салонах. Исследуя этапы жизни и творчество А.С.Пушкина, мы с ребятами побывали и во многих других пушкинских местах: музеях поэта в Москве, Санкт-Петербурге и их окрестностях, заповеднике, в селе Михайловском, в Твери, проехали по Пушкинскому кольцу Верхневолжья. Эти поездки также относятся к практическому осуществлению моей концепции по воспитанию в человеке высокой духовности, "экологии души".
|