Подготовка к поступлению должна начаться с визита в приемную комиссию и получения информации о форме экзамена и его программе. Без последней не обойтись: вопросы билетов и задания тестов составляются в строгом соответствии с программой вступительного экзамена. Нынешние правила приема довольно либеральны - каждый ВУЗ имеет право самостоятельно разрабатывать экзаменационные программы на основе примерных программ Министерства образования России. Однако творческий размах предметных комиссий, принимающих экзамены, ограничен программой вступительных экзаменов.
Подготовка с репетитором
Выбор репетитора - это вопрос очень сложный и тонкий. Никаких общих рекомендаций здесь нет, поэтому выскажем лишь несколько соображений.
Индивидуальные занятия с преподавателем, который учитывает ваши способности и особенности, на ходу корректирует процесс подготовки к экзамену, контролирует его и своей требовательностью создает у абитуриента дополнительные стимулы к учебе, гораздо более плодотворны, чем массовые посиделки на курсах.
Репетитор, распределяя время на прохождение программы, может регулировать темп, применять активные формы подготовки. Если репетитор - преподаватель (а еще лучше экзаменатор) из того ВУЗа, в который Вы собрались поступать (а именно таких и нужно искать), то появляются дополнительные шансы на успех. Такой специалист знает и программу вступительного экзамена, и требования большинства своих коллег по предметной комиссии, и наиболее типичные ошибки абитуриентов прошлых лет. Он своевременно проинформирует Вас о готовящихся изменениях в правилах и порядке приема и т. д. Но не секрет, что труд таких преподавателей весьма высоко оценивается, а их число явно уступает количеству страждущих.
Самостоятельная подготовка
Наиболее распространенным видом подготовки к вступительным экзаменам является самостоятельное изучение программного материала. Для эффективной самоподготовки важно иметь полные и соответствующие программе пособия.
Ныне рынок печатной продукции перенасыщен самой разнообразной литературой - от солидных многотомников до кратких и компактных "шпаргалок". Лучше всего остановиться на пособиях, изданных преподавателями того ВУЗа, в который Вы решили поступать.
Приступая к подготовке, важно с самого начала правильно распределить время и силы. Подготовка должна заключаться не в простом прочтении пособий или учебников, а в составлении готовых текстов устных ответов на каждый вопрос билета или программы. На экзамене Ваше монологическое высказывание по любому вопросу вряд ли будет превышать 7-8 минут. На это время и нужно ориентироваться при отборе содержания и объема необходимого материала.
Подготовку по каждому вопросу следует начать с ознакомительного (просмотрового) чтения соответствующей главы или параграфа пособия, учебника. По справочной литературе уточнить определения терминов. Затем необходимо переходить к тщательной проработке содержания пособия: карандашом подчеркнуть отдельные мысли и фрагменты, различными значками выделить самое главное. Если какой-либо вопрос освещен в пособии недостаточно или запутанно, то следует обратиться к другим источникам информации.
После такого глубокого знакомства с темой лучше всего набросать простой план будущего ответа. В соответствии с ним необходимо переходить к следующему этапу - составлению конспекта прочитанного. Это может быть и полный письменный аналог устного ответа, и предельно сжатый тезисный план. В любом случае Ваши записи должны представлять собой последовательное развитие мысли, а не хаотическое нагромождение выписок. По такому конспекту можно быстро восстановить содержание ответа накануне экзамена. К тому же письменное оформление конспекта ответа оттачивает логику его построения, отдельные формулировки, приучает к четкости мысли, высвечивает пробелы. Да и запоминается материал гораздо лучше.
Студенты обычно оформляют конспект изученного материала в виде шпаргалки - листка бумаги, на котором лаконично и сжато, но четко и разборчиво записано самое главное. В принципе, шпаргалкой можно тайно от преподавателя воспользоваться, но студенты крайне редко прибегают к этому - слишком уж велик риск. Опытный преподаватель всегда заметит такого студента, и экзамен для него закончится неудачей. Отметим, что если у студентов есть возможность пересдать экзамен, у абитуриентов такая возможность представится только в следующем году, поэтому мы настоятельно рекомендуем не пользоваться шпаргалкой, а только составлять ее. Наличие краткого конспекта является хорошим психологическим фактором перед экзаменом. Шпаргалка успокаивает и придает уверенность.