Немного о медальках Число медалистов - основной показатель успехов школы. Настолько важный, что некоторые школы (в частности, знаменитая иркутская 47-я) поставили это дело на поток. Если в 70-е годы один медалист в школе - это было событие, что сейчас тридцать-сорок - никого не удивляют. Медалистом стать просто. Надо просто получать итоговые оценки по всем предметам - пятерки. И самое сложное в этом - это дать понять учителям, что у вас есть шанс на медаль. Как только потенциальный медалист "проявляется", ему тут же начинает крупно "везти". Если любому другому ученику на экзамене ставят все-таки более-менее объективные оценки, то насчет медалиста действует заветная фраза: "он идет на медаль". Стоит только появиться подозрению, что он может получить не пятерку, как для бедного претендента на позолоченный кружок начинается веселое время. Он переписывает сочинение по десять-пятнадцать раз под контролем всех школьных учителей, на устных экзаменах за самый бредовый ответ получает только "отлично", контрольную проверяет сначала профессор из соседнего института и уже после его правок пишется "чистовик". К чему такие сложности? Проблема заключается в том, что работы медалистов в обязательном порядке проверяются специальной комиссией департамента образования. Который как раз в этом случае не очень заинтересован в большом количестве медалистов. Количество медалей - это плюс для школы, для ее репутации. Для департамента же это - лишняя головная боль по объяснению "в верхах", с чего это вдруг число медалистов в их городе выросло в два-три раза. В министерстве образования и во всех нижестоящих структурах прекрасно понимают, что число умных детей распределяется по территории России в принципе равномерно, и если в городе Урюпинске на тысячу учеников - один медалист, а в Иркутске на ту же тысячу - десять, то это не основание для рукоплесканий, а скорее основание для тщательной проверки деятельности школ. Поэтому работы медалистов в департаменте не просто проверяют - к ним придираются. И придираются по полной программе. И тут вступает в действие всемогущий блат. Богатые родители, вовремя побеспокоившиеся спонсировать выездную поездку образовательного руководства на Байкал или ремонт какого-нибудь кабинета, хорошее знакомство директора школы с руководителем департамента, папа при большой должности в "сером доме" - все имеет значение. Все, кроме реальных знаний. Ситуация осложняется еще и тем, что задания, которые департамент выдает в качестве экзаменационных, не страдают ни избытком логики, ни семантической понятностью. В этом году пришлось наблюдать в нескольких школах, как над толкованием некоторых вопросов по информатике (простом по сути предмете) потели не только учителя информатики, но и специально приглашенные специалисты по ИТ. Учитывая, что в департаменте образования нет ни одного серьезного специалиста по ИТ, который мог бы составить правильные вопросы, а терминология в области ИТ совершенно не сформировалась, подобный экзамен начал все больше напоминать элементарную лотерею. Ученик должен попросту угадать, какой ответ подразумевался составителем билетов. Еще немного о цинизме (циник - это разочаровавшийся романтик). Смешно думать, что все описанное находится выше понимания детей, непосредственно участвующих в процессе. Цинизм и продажность взрослых отображаются в детях вдвое. Стоит ли удивляться тому, что родители - вчерашние ученики - уже не будут заставлять своего ребенка учиться, а попросту подкопят деньжат и заплатят - и за аттестат, и за медаль. После фарса, по странному стечению обстоятельств называемому выпускным сочинением, один из моих знакомых учеников расплакался на плече у мамы. И задал ей единственный вопрос: "Мама, так значит, все эти десять лет я учился зря? Ведь я совершенно ничего не знаю!!!". Видимо, зря. В существующей ситуации в школе можно получить аттестат, медаль, сотню-другую синяков, дурную болезнь и даже стать наркоманом. Нельзя в ней только одного - получить знания.
|