Образование в РоссииДошкольное образованиеШкольное образованиеПрофессионально-техническоеВысшее образованиеНаучно-исследовательская деятельностьПовышение квалификацииОбучение Internet
 
Новости
Каталог школ
Каталог сотрудников
Документы
Учителю
Первокласснику
Ученику
Родителям
Образование за рубежом
Рефераты
Литература
Пресса
Отрывки из сочинений
Гостевая книга
Наши партнеры
Ссылки
 
Каталог классов и групп
Одноклассники
 
Свежие новости
Конструктор для ваших сайтов
Бесплатный хостинг
Служба рассылки
Игровой сервер
Бесплатно скачать mp3
Открытки для влюбленныз
Социологические опросы
Лучшие Тесты
Какой у тебя характер?
IQ
Психологический возраст
Любит - не любит
Кого назначит вам судьба?
Ждет ли вас успех?
Какому типу мужчин вы нравитесь?
Посмотрите на себя со стороны
Какая работа для вас предпочтительнее?
Есть ли у тебя шестое чувство?

Поиск по сайту
 статью
 учреждение
 сотрудника
 

"Медный всадник"
<<назад
 1  2  3  4  5  6  7 

Многие русские композиторы обращались к пушкинскому `Медному всаднику`. Поэма вдохновила Н. Мясковского на создание Десятой симфонии (1927). Симфонию-монодраму в 8 эпизодах с прологом и эпилогом по либретто А. Матвеева сочинил в 1939-1942 гг. Б. Асафьев. Известны и попытки других авторов в симфонических поэмах, сюите для солистов, хора и оркестра, цикле пьес для фортепиано и проч. дать музыкальное прочтение `петербургской повести`.

В 1947-1948 гг. Рейнгольд Морицевич Глиэр написал музыку к балету `Медный всадник`, постановка которого была приурочена к 150-летию со дня рождения Пушкина. Премьера состоялась в Ленинградском театре оперы и балета им. С. М. Кирова 14 марта 1949 г. (балетмейстер - Р. Захаров, в ролях: Параша - Н. Дудинская, Евгений - К. Сергеев, Петр I - М. Михайлов). 27 июня 1949 г. спектакль пошел на сцене Большого театра Союза ССР; (балетмейстер - Р. Захаров, в ролях: Параша - Г. Уланова. Евгений - М. Габович, Петр I - А. Радунский). Музыка балета была удостоена Государственной премии СССР, и он прочно вошел в репертуар музыкальных театров. В спектаклях Большого театра Союза ССР роли исполняли: Параша - О. Лепешинская, Р. Стручкова; Евгений - А. Ермолаев, В. Преображенский.
`Идея балета с самого начала увлекла меня, - вспоминал Глиэр - Сюжет пушкинской поэмы, ее герои, ее обстановка были мне понятны и дороги`.
Автором либретто балета, написанного в 1941 г., выступил П. Аболимов, дополнивший сюжетную канву поэмы материалом из других произведений Пушкина: `Домик в Коломне`, `Арап Петра Великого`, `Родословная моего героя`. Были введены новые действующие лица - Параша, ее мать и подруги, Ибрагим, развита лирическая линия любви Евгения и Параши, но главным для либреттиста и композитора была историческая тема произведения.

`Я очень люблю балет `Медный всадник`, люблю за то, что это наш русский, национальный балет, рассказывающий о растущем могуществе России, о русском патриотизме`, - говорил композитор, старавшийся не пропустить ни одной премьеры балета в разных театрах. Торжественно-героические образы Петра I и им созданного Великого города получили в музыке особенно впечатляющее воплощение. Песни-канты петровских времен, мелодии которых угадывались в балете, сочетание их энергичных, волевых ритмов с мягкой, задумчивой, основанной на романсах пушкинской поры, трактовкой лирических эпизодов помогали средствами музыкально-хореографического искусства раскрыть социально-философскую глубину и многоплановость сочинения Пушкина. Нарастающий трагизм действия, атмосфера разбушевавшейся стихии наводнения, сцена безумия Евгения, его вызова Всаднику и симфонический эпизод скачки переданы композитором динамично, страстно, убедительно. Завершается балет вдохновенным, придающим всему произведению черты монументальности и оптимизма Гимном великому городу. Перед глазами зрителя - залитая солнцем Сенатская площадь, знаменитый памятник Петру, и невольно в памяти возникают строфы поэмы:

Красуйся, град Петров, и стой
Неколебимо, как Россия...


Говоря о поэме Пушкина и ее отражении в изобразительном и музыкальном искусстве, нельзя обойти и историю монумента, давшего ей заглавие и не только послужившего отправной точкой для создания произведения, но и ставшего одним из его главных героев.

Автором памятника Петру I был французский скульптор Этьен Морис Фальконе (или, согласно старому произношению, Фальконет). В 1766 г. его пригласила в Россию Екатерина II, желавшая показать себя преемницей великих дел российского императора и на заказанном ею памятнике высечь надпись по-латыни: `Petro Primo - Catharina Secunda` и по-русски `Петру Первому - Екатерина Вторая`. С 1766 по 1782 г. работал Фальконе над памятником. Он наблюдал движения коня с всадником, делал карандашные наброски, слепки натуры с наездника, взлетавшего на коне на специально сделанную насыпь и поднимавшего скакуна на дыбы. `Не однажды, а сотни раз наездник по моему приказу проскакал галопом на разгоряченных лошадях, ибо глаз может схватить эффекты подобных быстрых движений только с помощью множества повторных впечатлений. Изучив избранное мною движение коня в целом, я перешел к изучению деталей. Я рассматривал, лепил, рисовал каждую часть снизу, сверху, сзади...`, - вспоминал Фальконе. Могучий, прекрасный скакун из конюшен графа Орлова послужил скульптору моделью при создании коня Петра I.

Художники в России и во Франции не одобряли модель памятника: вздыбленный над бездной всадник не соответствовал привычным канонам. Однако Фальконе был уверен в удаче своего замысла. Французский философ-энциклопедист Д. Дидро, состоящий в переписке с ним, предлагал свой вариант памятника с аллегорическими фигурами, постоянно ободрял скульптора. Но у того было свое четкое мнение о создаваемом им произведении.

 1  2  3  4  5  6  7 
 
  Copyright © RIN 2002-.
  * edu@rin.ru