`Петербургская повесть` - таков авторский подзаголовок поэмы Александра Сергеевича Пушкина `Медный всадник`, написанной в октябре 1833 г. в Болдине. Это необычайно емкая и сложная по содержанию, совершенная по художественному мастерству поэма до сих пор из-за многоплановости историко-философской проблематику вызывает споры, рождает различные толкования и мнения среди ее исследователей. Не допускает однозначного прочтения лежащий в основе произведения конфликт между `могучим властелином судьбы` Петром Великим и `ничтожным героем`, мелким чиновником Евгением. Волею царя основан Петербург; образ Петра увековечен в знаменитом памятнике, который явился и идейным центром новой столицы.
Но счастье и жизнь маленького человека разрушены из-за наводнения, неизбежного в городе `под морем`, о чем не мог не знать `строитель чудотворный`, виновный, по мнению Евгения, в его беде. На чьей стороне здесь Пушкин? Ведь по-своему, с точки зрения государственной необходимости, стремления в `Европу прорубить окно, - прав великий государь. Но чисто по-человечески закономерны и притязания Евгения на личное счастье, сокрушенное колесом истории. Угроза `безумца бедного`, брошенная `кумиру на бронзовом коне`, вызывает мгновенный гнев `грозного царя`, преследующего возмутителя его спокойствия `по потрясенной мостовой`, эта великолепная сцена исполнена высокого трагизма. Фантастический колорит, окрашивающий погоню Медного всадника за обезумевшим чиновником, придает повести дополнительную символико-аллегорическую значимость, допускающую также немало разнообразных объяснений комментаторов произведения.
О значении петровской темы в творчестве Пушкина писал еще Белинский, считавший, что произведения его `образуют собою самую дивную, самую великую `Петриаду`, какую только в состоянии создать гений великого национального поэта`. В `Медном всаднике` критик видел прославление Петра Великого, смелое и грандиозное, которое могло только прийти `в голову поэту, вполне достойному быть певцом великого преобразователя России`.
В `Заметках по русской истории XVIII века` Пушкин оценивал преобразования петровского времени, размышлял о характере `северного исполина`, `сильного человека`, `самовластного государя`, которому `все безмолвно повиновались`. `Петр I не страшился народной свободы, неминуемого следствия просвещения, ибо доверял своему могуществу и презирал человечество, может быть, более, чем Наполеон`, - делал поэт вывод, в котором раскрывалось диалектичное, разностороннее восприятие им образа Петра Великого.
Исторический подход к петровской эпохе позволял Пушкину в результатах правления Петра увидеть немало положительного, а его самого представить своего рода образцовым государственным умом, вечным работником на троне, который `смело сеял просвещенье`. В написанном 22 декабря 1826 г. стихотворении `Стансы` (`В надежде славы и добра`) поэт наставлял Николая I, по отзывам современников внешне похожего на своего предка:
Семейным сходством будь же горд;
Во всем будь пращуру подобен;
Как он, неутомим и тверд,
И памятью, как он, незлобен.
`В нем много от прапорщика и немножко от Петра Великого`, - эту язвительную запись на французском языке внес Пушкин в свой дневник 21 мая 1834 г., когда поэт понял всю тщетность своих первоначальных надежд на этого государя.
Начиная со `Стансов`, Пушкин в целом ряде произведений обращается к памяти Петра Великого.
Летом 1827 г. в Михайловском он работает над романом, в основе которого лежали семейные воспоминания о предке поэта - питомце Петра I Абраме (Ибрагиме) Ганнибале. Мирная деятельность созидателя новой столицы, руководителя `огромной мастерской`, которой являлась Россия тех лет в представлении молодого арапа - героя романа, - широко показана в произведении. Роман, оставшийся незаконченным, был издан после смерти автора, и от его редактора, поэта В. А. Жуковского, получил название `Арап Петра Великого`.
Другую сторону жизни Петра - его гений полководца - воспел Пушкин в поэме `Полтава` (1828). Бестрепетным героем - победителем шведов является преобразователь русского государства:
...Из шатра,
Толпой любимцев окруженный,
Выходит Петр. Его глаза
Сияют. Лик его ужасен.
Движенья быстры. Он прекрасен,
Он весь, как божия гроза.
Пушкин стремился как можно полнее и разностороннее охватить жизнь и быт петровской эпохи. С 1827 г. or мечтал написать историческую работу большого масштаба - `Историю Петра`. С разрешения Николая I, с которым поэт обязан был согласовывать каждый свои шаг, он изучал архивные материалы, печатные источники, тщательно отбирал и анализировал факты, свидетельства современников. Работа эта прерывалась другими замыслами и трудами, но до самой смерти поэт не оставлял мыслей о создании `Истории Петра`, считая се главным делом своей жизни.
|