В письме к Дидро Фальконе так раскрывал свою мысль: `Монумент мой будет прост. Там не будет ни Варварства, ни Любви народов, ни олицетворения народа. Может быть, эти фигуры прибавили бы больше поэзии в мое произведение. Но в моем ремесле, когда мне 50 лет отроду, надо затевать попроще, если хочешь дожить до последнего акта. Прибавьте к этому, что Петр Великий сам по себе сюжет и атрибут - довольно показать его...
Мой царь не держит никакого жезла; он простирает свою благодетельную десницу на верх скалы, служащей ему пьедесталом, - это эмблема побежденных им трудностей.
Итак, эта отеческая рука, эта скачка по крутой скале - вот сюжет, данный мне Петром Великим. Природа и люди противопоставляли ему самые отпугивающие трудности. Силой упорства своего гения он преодолел их... Вы знали, что я не одену его по-римски, точно так же, как не одел бы Юлия Цезаря или Сципиона по-русски`. Голову Петра с воодушевлением исполнила двадцатилетняя ученица Фальконе, прибывшая с ним в Россию - Мари Анн Колло. За эту портретную работу молодую художницу, по предложению Екатерины II, избрали членом Российской Академии художеств.
Гипсовую модель гигантской статуи всадника, вздернувшего коня на дыбы, завершает русский скульптор Ф. Гордеев, вылепивший задние ноги коня и хвост, опирающийся на раздавленную змею, символ поверженных врагов.
Сложно было отыскать гранитную скалу для постамента памятника, на нахождении которой настаивал Фальконе. Крестьянин Семен Вишняков недалеко от села Лахты близ Финского залива обнаружил подходящий обросший мхом огромный `гром-камень`, как называли его местные жители. По преданию, сам Петр взбирался на эту скалу, осматривая окрестности строящегося Петербурга. Монолит с огромными трудностями, с применением народной смекалки (глыбу рычагами подняли на бревенчатую платформу и катили на металлических шарах по железным желобам) доставили к Неве, где его погрузили на плот и перевезли на Сенатскую площадь 23 сентября 1770 г. Полтысячи мужиков налегали на вороты разом, передвигая огромную скалу. Множество петербуржцев во главе с императрицей Екатериной были свидетелями этого необычайного события. В честь завершения грандиозного подвига народа была выбита медаль с надписью `Дерзновению подобно`.
Отливка памятника также была делом непростым. Ее пришлось вести самому Фальконе, т. к. французские литейщики сочли его замысел нереальным, ведь скульптура держалась всего на трех точках и передняя часть корпуса коня должна была быть очень тонкой, чтобы не нарушить равновесия.
Огромная литейная печь запылала на Сенатской площади в 1775 г., из-за обилия топлива чуть было не произошла катастрофа: разогретая бронза расплавила форму, по которой текла, металл хлынул на землю. Но помощник скульптора, русский литейщик Емельян Кайлов (Хайлов), рискуя жизнью и получив сильные ожоги, обмазал глиной трещины в форме, вернул жидкий металл в нужное русло.
Большая часть памятника вышла превосходно, только верхнюю часть его пришлось отлить заново спустя два года. Через 12 лет неустанной работы Фальконе закончил труд всей своей жизни и уехал из России, не дождавшись официального открытия памятника. Екатерина II даже не ответила на последнее письмо скульптора.
Торжественная церемония открытия памятника Петру I состоялась в августе 1782 г. с большой пышностью. С той поры он - неотъемлемая часть великого города. Бессмертны строки, посвященные этому гениальному творению Пушкиным:
В неколебимой вышине,
Над возмущенною Невою
Стоит с простертою рукою
Кумир на бронзовом коне.
Какая дума на челе!
Какая сила в нем сокрыта!
А в сем коне какой огонь!
Куда ты скачешь, гордый конь,
И где опустишь ты копыта?
О мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной
На высоте, уздой железной
Россию поднял на дыбы?
Поэма `Медный всадник` входит во все собрания сочинений А. С. Пушкина. Так, в Собрании сочинений (в 10-ти т.-М.: Худож. лит., 1974-1978) это произведение-в 3-м т.; в Полном собрании сочинений (в 10-ти т.-4-е изд.-Л.: Наука, 1977-1979)-в 4-м т.; в Собрании сочинений (в 10-ти т.-М.: Правда, 1981)-в 3-м т.; в Собрании сочинений (в 10-ти т.-М.: Современник, 1982)-в 3-м т.; в Сочинениях (в 3-х т.-М.: Худож. лит., 1978)-во 2-м т.; в Сочинениях (в 2-х т.- М.: Худож, лит., 1982)- в 1-м т.
Из других изданий типа избранного назовем следующие, включающие эту поэму: Избранное/Послесл. Е. Маймина; Худож. Н. Кузьмин.-М.: Просвещение, 1983.-368 с., ил.-(Школ. б-ка); Избранные произведения/Вступ. ст. Б. Томашевского.-Л.: Лениздат, 1973.-752 с., портр.-(Юнош. б-ка); Избранные произведения: В 2-х кн. / Гравюры на дереве А. Кравченко.-- М.: Худож. лит., 1981 (В кн. 1-`Медный всадник`); Избранные сочинения: В 2-х т, / Вступ. ст. Г. Макагонен-ко.-М.: Худож. лит., 1980.- (Б-ка классики. Рус. лит.).
|