В 25 верстах от Васильевки - поместья отца Гоголя, где провел Николай Васильевич свое детство, располагалась Диканька - родовое гнездо Кочубеев, овеянное старинными преданиями. В Диканьке был старый дубовый лес, в котором любил гулять молодой Гоголь. С юности дорогой уголок Украины послужил писателю и местом развития действия ряда повестей, и оригинальным заголовком всего прозаического цикла. Насыщая свои повести этнографическими и фольклорными материалами, подлинными штрихами и приметами народного быта, Гоголь тщательно отбирал, творчески переосмысливал их, добиваясь величайшей художественной слаженности и гармоничности произведения, воссоздавая глубоко национальные характеры, исполненные поэзии высокой человечности, правды и простоты. `Веселое плутовство ума` (слова А. Пушкина), праздничный, карнавально-ярмарочный комизм, живописная пестрота многих сцен повестей в сочетании с особым лиризмом, патетически проникновенными описаниями жаркого летнего дня в `Сорочинской ярмарке`, чудного в своей мощи и величии Днепра в `Страшной мести` или чарующей, по-весеннему благоуханной природы в `Майской ночи` рождали в читателе эмоциональную отзывчивость, вызывали целую гамму человеческих чувств, вели к постижению полноты и разноликости жизни. `Малороссийской потехой` автора называла `Вечера` реакционная критика, упрекавшая Гоголя в попрании законов изящного, увлечении украинизмами и пр. Однако голоса недоброжелателей не могли умалить значение книги, насыщенной атмосферой радости, счастья, любви к родной земле. Демократический дух и тон `Вечеров`, своеобразный мир народной жизни, распахнувшийся перед читателем, искренняя веселость повествования Гоголя были отмечены уже в типографии, где, по свидетельству Пушкина, `наборщики помирали со смеху, набирая его книгу`. В повестях `Вечеров` ощутимо влияние романтизма - господствующего в 30-е гг. литературного направления, тяготевшего к использованию фольклора, к фантастическим элементам в повествовании, к яркости, порой `вычурности` описаний и т. д. Однако Гоголь - романтик, всегда был самобытен и оригинален. Даже в самой композиции книги он стремится сочетать повести, написанные в различной манере, поясняя такой прием тем, что на вечерах у Рудого Панька истории рассказывают непохожие друг на друга люди: то дьячок Фома Григорьевич, то `панич в гороховом кафтане`, то житель Гадяча Степан Иванович Курочка. Чередуя рассказчиков, автор не просто делал пробу пера, прибегал к разным стилевым манерам, но и намеренно перемежал смешное и страшное, веселое и грустное, комичное и возвышенное, ибо, по его мнению, `красота никогда не бывает так ярка и видна, как в контрасте`. В основе же каждой из повестей - мысли глубоко народные, раскрывающие торжество любви над ненавистью, борьбу простых людей с темными силами за правду, за свои идеалы, со всевозможным `сором и дрязгом`, столь ненавистным самому Гоголю. Мужественный патриот Данило Бурульбаш, сражающийся за независимость Отчизны (`Страшная месть`), предприимчивый и смелый кузнец Вакула, готовый на любое испытание ради любимой девушки (`Ночь перед Рождеством`), удалой парубок Левко, беззаветно преданный своей Ганне, чуткий к несчастью невинно загубленной панночки (`Майская ночь`), и другие гоголевские герои воплощают идеал писателя, рисующего прекрасных, гордых и чистых людей, цельные и гармоничные народные характеры. Поисками подобных лиц в окружающей действительности Гоголь будет потом заниматься до конца своей жизни. Исследователи недаром считают, что многие зерна творчества писателя содержатся в `Вечерах`. Это прежде всего тема пустого, бессмысленного прозябания мелкопоместного дворянства, сатирически раскрытая в повести `Иван Федорович Шпонька и его тетушка`. Осуждение величайшего греха человеческого - предательства Родины, сурово караемого в `Страшной мести`, также получит развитие в последующей прозе писателя. Губительная, растлевающая личность власть денег, ради которых человек идет на преступление (`Вечер накануне Ивана Купалы`), не раз отразится в гоголевском творчестве.
|