А радостный, живительный смех автора, то подшучивающего над страстью к обогащению (`Заколдованное место`), то веселящегося над одураченной `нечистью`, хитрым дедом обыгранной в карты (`Пропавшая грамота`), то потешающегося над забавными проделками героев (`Сорочинская ярмарка`), как в последнем из названных произведений, сменит с годами щемяще-грустная нота тоски при мысли писателя о неизбежной прозе и скуке жизни. Занимательность сюжетов гоголевских `Вечеров`, сочетание в них самобытных народных характеров и фантастических персонажей, задорного, блещущего выдумкой юмора и полных высокой патетики лирических описаний, богатая образность и музыкальность языка Гоголя способствовали не только успеху и долгой литературной жизни книги, но и постоянному обращению представителей других видов искусства к ней. Существует немало инсценировок отдельных повестей `Вечеров`, музыкальных спектаклей, поставленных по их сюжетам. В историю русской и мировой культуры вошли оперы трех композиторов-М. Мусоргского, П. Чайковского и Н. Римского-Корсакова. Модест Петрович Мусоргский задумал оперу на сюжет `Сорочинской ярмарки` летом 1874 г. Композитор любил Гоголя, в совершенстве постиг его `капризную прозу`. `Материалы украинского напева... накопились в изрядном количестве... работа на чеку: лишь бы сил да разума`,-увлеченно писал он о своем замысле в одном из писем 1874 г. По словам критика В. Стасова, Мусоргский мечтал создать `малороссийскую роль` для своего старшего друга, замечательного певца-баса О. Петрова, с помощью жены которого он набросал сценарный план произведения. Либретто было создано композитором совместно с поэтом А. Голенищевым-Кутузовым, близким к так называемой `Могучей кучке`, куда входил вместе с другими музыкальными деятелями Мусоргский. `Сорочинская ярмарка` сочинялась с длительными перерывами. Обсуждение первых сцен музыкальным окружением композитора явилось для него тяжким испытанием, ибо новаторская, уникальная в своем роде комическая опера не была понята. В 1879 г. Мусоргский побывал на Украине. Живые впечатления от ее природы, непосредственое восприятие национального быта, типов жителей этого края, певучей украинской речи вдохновили композитора, писавшего: `Украинцы и украинки признали характер музыки `Сорочинской` вполне народным, да и сам я убедился в этом, проверив себя на украинских землях`. Выступая в концертах, он с успехом исполнял на фортепьяно два отрывка из новой оперы: `Гопак веселых парубков` и `Сонное видение парубка`, выросшее из симфонической картины `Иванова ночь на Лысой горе`. Работая над оперой, композитор добился удивительного слияния с литературным прообразом, прекрасно постиг гоголевское `остроумие, происходящее от умения видеть вещи в настоящем виде, схватывать их характеристические черты` (В. Г. Белинский). Опера писалась в трудный для Мусоргского период материальной нужды, тяжелой болезни, но она явилась одной из самых жизнерадостных русских опер, где раскрылось богатое комическое дарование автора, ищущего новые художественные средства в музыке для передачи своеобразного звучания гоголевской прозы. Колоритны национальные характеры действующих лиц оперы - добродушного и ленивого Черевика, сварливой и кокетливой Хиври, ханжи и сластолюбца Поповича, `хвата и шута` цыгана, трогательно-лиричных в своей любви Параси и Грицька. Вступление к опере - музыкальное воплощение пейзажа `Как упоителен, как роскошен летний день в Малороссии!` - звучит пленительно и задушевно. Композитор творчески использовал в своем произведении народные напевы, создал новые мелодии, по своему звучанию не отличимые от народных. Группа друзей, желая поддержать его материально, сделала срочный заказ на окончание оперы, и летом 1880 г. он сочинил многие эпизоды и сцены, а музыкальные журналы уже сообщали о готовящейся премьере. Но болезнь и смерть прервали работу Мусоргского, и труд, которому он отдал семь лет жизни, остался незавершенным. Для третьего, последнего акта были написаны только `Думка` Параси и заключительный гопак. Окончанием оперы занимались многие композиторы. Сценическую жизнь она получила в редакции Ц, Кюи и В, Шебалина.
|