Огромная поэтическая сила картины Куинджи способствовала ее успеху на Всемирной выставке в Париже в 1879 г. В 1880 г. в помещении Общества поощрения художников на Большой Морской в Петербурге состоялась необычная выставка одной картины Куинджи - `Лунная ночь на Днепре`. Многочисленные журналы и газеты помещали статьи, посвященные полотну, ставшему знаменитым. Длинные очереди выстраивались на улице, люди стремились увидеть произведение искусства, сделавшееся сенсацией. Восторженно отзывались о `Лунной ночи` И. Крамской, Д. Менделеев. `Положительно я не помню, - писал поэт Я. Полонский, - чтобы перед какой-нибудь картиной так долго застаивались и чтобы, наглядевшись на полотно, расцвеченное красками, выносили такое невероятное впечатление`. Волшебный фосфорический свет луны, казалось, струился с картины, поразительные оттенки зеленоватого сияния создавали необычный и величественный эффект. Эта картина, экспонировавшаяся теперь в Русском музее, стала вершиной творчества Куинджи. И в ней, и в полотне 1881 г. `Днепр утром`, находящемся ныне в Третьяковской галерее, воплощена спокойная величавость, внутренняя мощь и могучая сила великой украинской реки, воспетой Гоголем в `Страшной мести` (`Чуден Днепр...`). На сюжет из повести `Майская ночь` написана картина Ивана Николаевича Крамского `Русалки` (1871), выставленная художником на Первой передвижной выставке под названием `Майская ночь. Из Гоголя`. Эта работа значительно шире просто иллюстрации к литературному произведению, так как автор стремился и передать особое лирическое настроение таинственного и грозного предания, и воссоздать свои воспоминания о ласковой природе Украины, ее теплых и поэтичных ночах... `Я рад, что с таким сюжетом окончательно не сломил себе шею, и если не поймал луны, то все же нечто фантастическое вышло`, - писал Крамской. Теперь эта картина хранится в Государственной Третьяковской галерее. Известны также иллюстрации Крамского к `Страшной мести` Гоголя, однако замысел художника создать серию иллюстраций к главнейшим произведениям писателя не был осуществлен. С гоголевской темой соприкасается картина `Пасечник` (1872, ГТГ), вызывающая в памяти образ Рудого Панька. В 1874-1876 гг. был выпущен альбом тоновых автолитографий, посвященных `Вечерам на хуторе близ Диканьки`. К созданию иллюстраций были привлечены И. Крамской, В. Маковский, И. Прянишников, К. Трутовский и другие художники. В современных изданиях Гоголя часть этих работ, ставших классическими, порой репродуцируется. Внимание художников привлекло переплетение реалистических деталей народного быта, сцен из украинской жизни с элементами сказочной фантастики. Рисунки В. Маковского `Петрусь в лесу` (`Вечер накануне Ивана Купала`), `Ночью на постоялом дворе` (`Пропавшая грамота`), `В замке колдуна` (`Страшная месть`), `Параска перед зеркалом`, `Параска и Грицько`, `Свадьба` (`Сорочинская ярмарка`), `Солоха, вылетающая из избы на помеле`, `Солоха и черт`, `Кузнец Вакула, летящий над спящим Петербургом` (`Ночь перед Рождеством`); иллюстрации И. Прянишникова `Возвращение деда на чудесном коне`, `Дед на крыше своей хаты` (`Пропавшая грамота`); рисунки К. Трутовского `Петрусь и Ивасик`, `Пидорка и Петрусь` (`Вечер накануне Ивана Купала`), `Ярмарка`, `Танец запорожца` (`Пропавшая грамота`), `Свадьба, появление колдуна`, `Песня бандуриста` (`Страшная месть`) и др. выразительно передают и полные комизма бытовые сценки, и тесно связанные с фольклором вымышленные образы всевозможных чудовищ, и описанные Гоголем пейзажи, и поэтические народные образы. Из иллюстраторов `Вечеров на хуторе близ Диканьки` в советский период наиболее известен М. Деригус. Не раз кинематографисты обращались к ранним повестям Гоголя. Режиссер В. Старевич поставил `Ночь перед Рождеством` (1913) с И. Мозжухиным в роли Черта и `Страшную месть` (1913) с И. Мозжухиным в роли Колдуна. `Майская ночь, или Утопленница` была экранизирована в 1910 г. (реж. В. Кривцов) и в 1952 г. (реж. А. Роу); А. Роу был режиссером фильма `Вечера на хуторе близ Диканьки` (1961); постановка фильма `Вечер накануне Ивана Купалы` была осуществлена на студии им. Довженко в 1968 г.
|