Дай мне горькие годы недуга, Задыханья, бессонницу, жар, Отыми и ребенка, и друга, И таинственный песенный дар Так молюсь за твоей литургией После стольких томительных дней, Чтобы туча над темной Россией Стала облаком в славе лучей. В этот же период усиливается роль фольклорных мотивов и народной поэтики в лирике Ахматовой, см., например, преобразование традиционных образов в цикле `Июль 1914`: Только нашей земли не разделит На потеху себе супостат: Богородица белый расстелет Над скорбями великими плат... Не напрасно молебны служились, О дожде тосковала земля: Красной влагой тепло окропились Затоптанные поля. В эти годы образ России в поэзии Ахматовой усложняется, усиливается его трагический характер. Ср. в стихотворении 1914 г. о Новгороде: Пустых небес прозрачное стекло, Большой тюрьмы белесое строенье И хода крестного торжественное пенье Над Волховом, синеющим светло. Сентябрьский вихрь, листы с березы свеяв, Кричит и мечется среди ветвей, А город помнит о судьбе своей: Здесь Марфа правила и правил Аракчеев. `Лаконизм` становится принципом построения стихов Ахматовой, основной прием ее словоупотребления - `такое сочетание слов, при котором каждое из них насыщается новыми смысловыми оттенками`, при этом слова `не сливаются, а только соприкасаются`. Построенное на семантических контрастах (бесцветность цвет - `светло синеющий`; крик вихря - торжественное пенье; тюрьма крестный ход; вольница насилие, тирания),стихотворение создает внутренне противоречивый об раз Новгорода и - шире - России. Первой строфе, в основе которой ряд номинативов, воссоздающих облик древнего города, противопоставляется строфа, содержащая цепочку глагольных форм. В ней соотносятся два временных пласта (прошлое и настоящее), неразрывная связь которых друг с другом определяется словом помнит, утверждающим тему исторической судьбы города. Строка, его содержащая, соединяется с предшествующими посредством союза а, `который имеет у Ахматовой свои определенные места чаще всего в начале первой или предпоследней строки заключительной строфы, т.е. там, где сгущается смысл стихотворений`. Образ вихря (в предыдущих строках) предвосхищает грядущие исторические события. Глубокий патриотизм, по мнению самой Ахматовой, всегда присущий ее творчеству, особенно ярко проявился в ее послереволюционной лирике (`Не с теми я, кто бросил землю на растерзание врагам...`). В то же время образ России в лирике А. Ахматовой 20-30-х годов глубоко трагичен. В этот период в ее поэзии впервые появляется определение великая (озера, степи, города И зори Родины великой), но одновременно сквозными образами ее лирики становятся образы смерти, боли, крови и страдания: земная непоправимая боль; В кругу кровавом день и ночь Долит жестокая истома; небо синее в крови; ветер смерти сердце студит и под. Лирическая героиня Ахматовой в этот период отождествляется с боярыней Морозовой и китежанкой. Оба образа связаны с мотивом гибели. Если боярыня Морозова воплощает в себе силу веры и душевную стойкость, то образ китежанки, регулярно повторяющийся в поэзии Ахматовой, связан с мотивами одиночества и трагической вины за, возможно, не разделенную с другими до конца беду: Ах, одна ты ушла от приступа, Стона нашего ты не слышала, Нашей горькой гибели не видела. Но светла свеча негасимая За тебя у престола божьего... Оглянулась, а дом в огне горит, `В 1936 году, - записала Ахматова,- ...почерк у меня изменился... голос уже звучит по-другому. А жизнь приводит под уздцы такого Пегаса, который чем-то напоминает апокалипсического Бледного коня`. Если для первого периода ее творчества характерно, как правило, слово, `не перестроенное метафорой, но резко преображенное контекстом`, то `в поздних стихах Ахматовой господствуют переносные значения, слово в них становится подчеркнуто символическим`. В этот период меняются и способы создания образа России, часто используется персонификация и прием олицетворения: От того. Что сделалось прахом, Обуянная смертным страхом
|