На сотни верст, на сотни миль, На сотни километров Лежала соль, шумел ковыль, Чернели рощи кедров. Как в первый раз я на нее, На Родину, глядела. Я знала: это все мое Душа моя и тело. Мотив нерасторжимой близости поэта с Родиной сохраняется и в поздней лирике Ахматовой: Что ж, прощай. Я живу не в пустыне. Ночь со мной и всегдашняя Русь. Слово Русь, редкое у Ахматовой, знак неразрывной связи прошлого и настоящего России, внутреннего единства ее образа в мире поэта. Историческая `открытость` этого образа, его обращенность как в прошлое, так и в настоящее основана на присущем поэту даре исторической памяти, которая противостоит власти времени. Воспоминания в художественном мире Ахматовой - это и нравственный долг, и творчество. Не случайно многие стихи строятся как монолог-воспоминание или имитируют диалог с памятью и ее `тенями`; при этом свободно соединяются приметы и реалии разных исторических эпох: По той дороге, где Донской Вел рать великую когда-то, Где ветер помнит супостата, Где месяц желтый и рогатый, Я шла, как и глубине морской... Память осмысливается поэтом как преемственность и наследство: О, кто бы мне тогда сказал. Что я наследую все это: Фелицу, лебедя, мосты И все китайские затеи, Дворца сквозные галереи И липы дивной красоты. И даже собственную тень, Всю искаженную от страха, И покаянную рубаху, И замогильную сирень. Мотив Родины (Русской земли, ее судьбы, ее культуры и истории) является одним из сквозных в поэзии Ахматовой, он органически связывает ее произведения начала века и позднее творчество. Образ России, созданный в ее стихах, развивает традиции русской классической поэзии, и прежде всего поэзии А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф И. Тютчева. |