Образование в РоссииДошкольное образованиеШкольное образованиеПрофессионально-техническоеВысшее образованиеНаучно-исследовательская деятельностьПовышение квалификацииОбучение Internet
 
Новости
Каталог школ
Каталог сотрудников
Документы
Учителю
Первокласснику
Ученику
Родителям
Образование за рубежом
Рефераты
Литература
Пресса
Отрывки из сочинений
Гостевая книга
Наши партнеры
Ссылки
 
Каталог классов и групп
Одноклассники
 
Свежие новости
Конструктор для ваших сайтов
Бесплатный хостинг
Служба рассылки
Игровой сервер
Бесплатно скачать mp3
Открытки для влюбленныз
Социологические опросы
Лучшие Тесты
Какой у тебя характер?
IQ
Психологический возраст
Любит - не любит
Кого назначит вам судьба?
Ждет ли вас успех?
Какому типу мужчин вы нравитесь?
Посмотрите на себя со стороны
Какая работа для вас предпочтительнее?
Есть ли у тебя шестое чувство?

Поиск по сайту
 статью
 учреждение
 сотрудника
 

Образ Родины в поэзии А. Ахматовой
<<назад
 1  2  3  4  5  6 


С помощью отрицательных оценочных конструкций поет показывает природу подлинного бесстрашия и определяет меру, цену истинного мужества, в основе которого самоотречение (Не страшно noд пулями мертвыми лечь, Не горько остаться без крова...). Отрицание, представленное в этих строках, требует сопоставления, которое в тексте не выражено явно. Здесь Ахматова использует прием свернутого противопоставления (`образного пропуска`. - Е. А. Некрасова), на который указывает тире. Этот прием нужен автору, чтобы выразить дополнительные оттенки смысла, передать особую паузу, которая и вмещает в себя `пропущенное содержание`. Этот прием соотносится с приемом, использованным в первых строках стихотворения, в которых местоимение что, выделенное ударением. служит средством непрямого указания на лирическую тему и подчеркивает значимость неназванного.

Особую роль в ритмической, графической и семантической композиции текста играет последняя строка, состоящая из одного, таким образом специально выделенного слова навеки, коррелирующего с заглавием всего стихотворения - `Мужество` (мужество - условие сохранения русской речи в веках). Слово навеки не входит в рифменный `контрапункт` текста и поэтому обладает особой силой. Оно связано с мотивом времени одним из сквозных мотивов стихотворения и соотносится со словом ныне 1-й строки. Временная перспектива текста представляет собой, таким образом, движение от настоящего к будущему и вечному, что отражается и в системе временных форм стихотворения. Такая организация текста подчеркивает веру поэта в победу, в спасение Родины. `Поэт говорит о всеобщем и о своем личном, заключенном в нем: свободное и чистое слово - это сфера жизни и деятельности поэта, это его личностная сущность и это национальная культура народа. Так личное сливается с общественным, и именно это окрашивает высокий строй стихотворения пафосом неподдельной искренности, лишенной какой-либо фальши`.

В патриотической лирике Ахматовой военных лет постоянно подчеркивается внутренняя форма слова Родина и развивается мотив родства со всеми в сопричастности общему делу. Это находит отражение в регулярном употреблении местоимений мы, наш, в частом использовании слов со значением родства, служащих образной характеристикой людей, которых коснулась война, часто эти слова употребляются с уменьшительно-ласкательными суффиксами:
Питерские сироты,
Детоньки мои!

`Жизнь свою за други своя`,
Незатейливые парнишки -
Ваньки, Васьки, Алешки, Гришки,
Внуки, братки, сыновья!

В стихотворении `Победа` вторичной мотивации подвергается даже первый компонент устойчивого фольклорного образа Дед Мороз, воскрешается его внутренняя форма:

К нам оттуда родные березы
Тянут ветки, и ждут, и зовут,
И могучие деды-морозы
С нами сомкнутым строем идут.

Мотив родства как внутреннего единства живых со всеми и для всех или гибели во имя общего дела обусловливает сквозной повтор слов со значением `общность`, `совместность`. Ср., например:

Важно с девочками простились,
На ходу целовали мать,
Во все новое нарядились,
Как в солдатики шли играть.
Ни плохих, ни хороших, ни средних...
Все они по своим местам,
Где ни первых нет, ни последних...
Все они опочили там.

`Жизнь свою за други своя` признается поэтом единственным достойным выбором. В рукописи Ахматовой 1942 г. под одним заглавием были объединены два стихотворения `А вы, мои друзья последнего призыва` и `На Смоленском кладбище`: смерти, которая постигла `дряхлеющий посев прошлого века`, сменив `интриги и чины, балет, текущий счет`, противопоставляется мученическая гибель ленинградцев, обретших бессмертие:

Да что там имена!
Ведь все равно - вы с нами!..
Все на колени, все!
Багряный хлынул свет!
И ленинградцы вновь идут сквозь дым
рядами -
Живые с мертвыми: для славы мертвых нет.

`Было бы странно, - писал в 1943 г. Борис Пастернак, назвать Ахматову военным поэтом. Но преобладание грозовых начал в атмосфере века сообщило ее творчеству налет гражданской значительности`.
В лирике Ахматовой военных лет утверждается, таким образом, идея Родины как реального единства и при этом подчеркивается максимальная близость личности и родной земли. Расширяются и границы мира, с которым отождествляет себя поэт:

 1  2  3  4  5  6 
 
  Copyright © RIN 2002-.
  * edu@rin.ru