С помощью отрицательных оценочных конструкций поет показывает природу подлинного бесстрашия и определяет меру, цену истинного мужества, в основе которого самоотречение (Не страшно noд пулями мертвыми лечь, Не горько остаться без крова...). Отрицание, представленное в этих строках, требует сопоставления, которое в тексте не выражено явно. Здесь Ахматова использует прием свернутого противопоставления (`образного пропуска`. - Е. А. Некрасова), на который указывает тире. Этот прием нужен автору, чтобы выразить дополнительные оттенки смысла, передать особую паузу, которая и вмещает в себя `пропущенное содержание`. Этот прием соотносится с приемом, использованным в первых строках стихотворения, в которых местоимение что, выделенное ударением. служит средством непрямого указания на лирическую тему и подчеркивает значимость неназванного. Особую роль в ритмической, графической и семантической композиции текста играет последняя строка, состоящая из одного, таким образом специально выделенного слова навеки, коррелирующего с заглавием всего стихотворения - `Мужество` (мужество - условие сохранения русской речи в веках). Слово навеки не входит в рифменный `контрапункт` текста и поэтому обладает особой силой. Оно связано с мотивом времени одним из сквозных мотивов стихотворения и соотносится со словом ныне 1-й строки. Временная перспектива текста представляет собой, таким образом, движение от настоящего к будущему и вечному, что отражается и в системе временных форм стихотворения. Такая организация текста подчеркивает веру поэта в победу, в спасение Родины. `Поэт говорит о всеобщем и о своем личном, заключенном в нем: свободное и чистое слово - это сфера жизни и деятельности поэта, это его личностная сущность и это национальная культура народа. Так личное сливается с общественным, и именно это окрашивает высокий строй стихотворения пафосом неподдельной искренности, лишенной какой-либо фальши`. В патриотической лирике Ахматовой военных лет постоянно подчеркивается внутренняя форма слова Родина и развивается мотив родства со всеми в сопричастности общему делу. Это находит отражение в регулярном употреблении местоимений мы, наш, в частом использовании слов со значением родства, служащих образной характеристикой людей, которых коснулась война, часто эти слова употребляются с уменьшительно-ласкательными суффиксами: Питерские сироты, Детоньки мои! `Жизнь свою за други своя`, Незатейливые парнишки - Ваньки, Васьки, Алешки, Гришки, Внуки, братки, сыновья! В стихотворении `Победа` вторичной мотивации подвергается даже первый компонент устойчивого фольклорного образа Дед Мороз, воскрешается его внутренняя форма: К нам оттуда родные березы Тянут ветки, и ждут, и зовут, И могучие деды-морозы С нами сомкнутым строем идут. Мотив родства как внутреннего единства живых со всеми и для всех или гибели во имя общего дела обусловливает сквозной повтор слов со значением `общность`, `совместность`. Ср., например: Важно с девочками простились, На ходу целовали мать, Во все новое нарядились, Как в солдатики шли играть. Ни плохих, ни хороших, ни средних... Все они по своим местам, Где ни первых нет, ни последних... Все они опочили там. `Жизнь свою за други своя` признается поэтом единственным достойным выбором. В рукописи Ахматовой 1942 г. под одним заглавием были объединены два стихотворения `А вы, мои друзья последнего призыва` и `На Смоленском кладбище`: смерти, которая постигла `дряхлеющий посев прошлого века`, сменив `интриги и чины, балет, текущий счет`, противопоставляется мученическая гибель ленинградцев, обретших бессмертие: Да что там имена! Ведь все равно - вы с нами!.. Все на колени, все! Багряный хлынул свет! И ленинградцы вновь идут сквозь дым рядами - Живые с мертвыми: для славы мертвых нет. `Было бы странно, - писал в 1943 г. Борис Пастернак, назвать Ахматову военным поэтом. Но преобладание грозовых начал в атмосфере века сообщило ее творчеству налет гражданской значительности`. В лирике Ахматовой военных лет утверждается, таким образом, идея Родины как реального единства и при этом подчеркивается максимальная близость личности и родной земли. Расширяются и границы мира, с которым отождествляет себя поэт:
|