И отмщения зная срок, Опустивши глаза сухие И ломая руки, Россия Предо мною шла на исток. Усиливается роль исторических параллелей и образов, связанных с историей. История рассматривается Ахматовой как постоянное `перетекание` настоящего в прошлое, что придает изображаемому внутренний драматизм и трагическую напряженность. К. Чуковский назвал Ахматову `мастером исторической живописи`. В ее поэзии 30 40-х годов образ России приобретает (в результате использования приема олицетворения) не только чувственно-конкретный характер; он еще и исторически конкретен. См., например, первую из `Северных элегий`: Россия Достоевского Луна Почти на четверть, скрыта колокольней. Торгуют кабаки, летят пролетки, Пятиэтажные растут громады В Гороховой у Знаменья, под Смольным. В то же время Ахматова постоянно ориентируется на традицию и преобразует ее, максимально насыщая текст реминисценциями, цитатами, `чужим` словом. Ср.: Страну знобит, а омский каторжанин Все понял и на всем поставил крест. Вот он сейчас перемешает все И сам над первозданным беспорядком, Как некий дух, взнесется. Полночь бьет. Пepo скрипит, и многие страницы Семеновским припахивают плацем. Своеобразно решается Ахматовой проблема `поэт и Родина`: разлуку с Родиной она считает высшим несчастьем, верность ей в самых трагических обстоятельствах нравственным долгом, в стихотворении `Данте` (1936 I.), в котором, по словам Анны Ахматовой, она `соединила все... мысли об искусстве`, поэт оказывается в ситуации выбора между Родиной и потерей чести. Нравственный компромисс признается поэтом невозможным, и его свободный личный поступок осмысляется как образ духовной стойкости и высокий нравственный идеал. Ахматова использует здесь прием свернутого сопоставления, связанный с особым характером употребления указательного местоимения этот; с помощью данного приема образы прошлого обобщаются и проецируются на современную поэту действительность: Этот, уходя, не оглянулся, Этому я песнь пою. Факел, ночь, последнее объятье, За порогом дикий вопль судьбы Он из ада ей послал проклятье И в раю не мог ее забыть, Но босой, и рубахе покаянной, Со свечой зажженной не прошел По своей Флоренции желанной. Вероломной, низкой, долгожданной... В основе текста ряд семантических контрастов. На их фоне выделяется сквозной мотив памяти о Родине, любовь к которой носит трагический характер. У истоков подлинно высокой поэзии таким образом оказываются страдание, нравственная стойкость и непримиримо-требовательная любовь к Родине. В годы Великой Отечественной войны тема Родины становится ведущей в лирике Ахматовой. `Она патриотка, записал в дневнике писатель Павел Лукницкий, посетивший А. Ахматову в августе 1941 г., и сознание, что она сейчас душой вместе с народом, видимо, очень ободряет ее`.. `В самые мрачные дни, - вспоминает Р. Беньяш, - она [Ахматова] поражала глубокой верой. Как будто ей было известно то, чего еще не знал никто из нас`. В стихотворении `Мужество`, написанном в феврале 1942 г., судьба родной земли связывается с судьбой родного языка, родного слова, которое служит символическим воплощением духовного начала России: Мы знаем, что ныне лежит на весах И что совершается ныне. Час мужества пробил на наших часах. И мужество нас не покинет. Не страшно под нулями мертвыми лечь, Не горько остаться без крова, И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово. Свободным и чистым тебя пронесем, И внукам дадим, и от плена спасем Навеки! `Бесстрастию` времени здесь противопоставляется огромная напряженность воли и чувств людей, принимающих на себя бремя ответственности и совершающих выбор. Выделенное логическим ударением слово наших (на наших часах) отражает неотвратимо приблизившийся переломный момент истории. Повтор слов (час - часы, мужества - мужество) подчеркивает взаимодействие разных значений слова (час пора выбора и час -- указание па время на символических часах; мужество стойкость духа в беде, терпение, противопоставленное унынию, и мужество храбрость, бесстрашие). Стихотворения Ахматовой часто строятся как своеобразное художественное раскрытие значения слова, вынесенного в заглавие. В приводимом стихотворении на основе признаков, повторяющихся в семантической композиции произведения, значение слова мужество толкуется как вера в победу и соответственно присутствие духа в момент страшной беды и как бесстрашие, связанное с самопожертвованием.
|