Этим, однако, история борьбы за продолжительность рабочего дня не окончилась, а получила как бы обратный ход. Что же случилось? Начиная с 70-х годов в наиболее развитых странах мира капиталисты начали снижать продолжительность рабочего дня до семи и менее часов с уменьшением соответственно и заработной платы. Наемные работники с этим не согласились. Но здесь, как говорится, надо начать сначала. Заработная плата формально устанавливается соглашением между предпринимателем и работником. Фактически от чего зависит ее уровень?
Она должна обеспечивать работнику восстановление своих сил и содержание семьи (по крайней мере, детей). Ее уровень, следовательно, зависит от уровня цен на продукты и вещи ежедневного спроса, потребления и использования. В XVIII-XIX веках уровень заработной платы обеспечивал выживание работников исполнительного труда - рабочих и мелких служащих. Борьба трудящихся за повышение оплаты труда привела к полному перелому в этом вопросе после второй мировой войны. Предприниматели поняли, что им не выгодно платить низкую заработную плату трудящимся. Не выгодно экономически, потому что трудящиеся являются самыми массовыми покупателями товаров. Значит, чем выше покупательная способность трудящихся, тем шире рынок сбыта (продажи) товаров, тем выше доход предпринимателя и его прибыль. Но есть и политические причины удовлетворительной оплаты труда работников: предприниматели имели перед глазами урок России и ее революции...
Поэтому в настоящее время проблема заработной платы в странах с развитой рыночной экономикой принимает другие формы. Дело в том, что заработок определяется часовой тарифной ставкой, то есть количеством денег, выплачиваемых за один час работы. И если сократить рабочий день на один час, то есть на 1/8 рабочего времени, то и заработок работников упадет на 1/8 дневной суммы. А если ввести еще лишний выходной день в неделю? Получается уже немалая экономия на зарплате. А это означает снижение издержек производства и увеличение прибыли.
Но в то же время, сокращая рабочее время трудящихся, предприниматель утрачивает их рабочую силу, их производительный труд. Значит, меньше будет произведено товара? В том-то и дело, что нет. Технический прогресс, переход к автоматизированным системам производства, высокие технологии заменяют живой труд овеществленным трудом. Автомат обходится дешевле предпринимателю, чем рабочий, а производит больше.
И если рабочие добиваются того, что сокращение рабочего дня не ведет к снижению уровня зарплаты, то они не могут остановить сокращение рабочих мест и рост безработицы. В последние 15-20 лет безработица в Европе стала социальным бедствием. В странах Европейского экономического сообщества она достигла 18 млн. человек.
Конечно, государства ЕЭС могут обеспечить безработных пособием, которое удовлетворяет первостепенные нужды безработных. Но от этого им не становится легче. Особенно сильно безработица бьет по молодежи. Окончив школу, молодые люди не знают, куда податься. Государство принимает меры для решения этой проблемы. Создаются биржи труда, где ведется учет свободных рабочих мест и где безработному помогают найти применение своим силам. Организуется переквалификация безработных, обучение профессиям, имеющим спрос, выделяются кредиты для обзаведения своим делом. Таким образом была преодолена высокая безработица в США, имеются успехи в этом вопросе и у социалистического правительства Франции.
Экономические отношения на рынке труда также регулируются законами, как и на рынке товаров. Познакомимся с этими законами.
Краткие выводы:
1. Труд является функцией рабочей силы, владельцем которой является трудящийся, работник.
2. Функция труда в процессе производства заключается в том, что именно он, используя средства производства, с помощью своих физических, умственных и волевых усилий, преобразует сырые материалы в готовую продукцию. За это он получает заработную плату, которая входит в издержки производства.
3. Труд можно подразделить на живой и овеществленный. По своим производственным функциям он подразделяется на труд изобретательский, руководящий, организаторский, исполнительский, который может быть квалифицированным и неквалифицированным.
"Учительская газета" |