Подобный царь, конечно, может `поздно вечерком` обходить свое царство, как мужик свой дом и двор, и, притаясь `позадь забора`, слушать, о чем говорят подданные. А царевна - деревенская девушка, мастерица на все руки, и, зайдя в незнакомый дом, она тут же должна приняться за хозяйство, и только разговор у нее не простой, а царский (`Вмиг по речи те опознали, что царевну принимали`). А царица - та же мужичка, только окружена она соответствующим антуражем и, главное, роскошно, по-царски, ест и пьет. `...Наливают ей заморские вина, заедает она пряником печатным` - что может быть роскошнее печатного пряника?
А вот - Пугачев:
`Размышления мои были прерваны приходом одного из казаков, который прибежал с объявлением, что-де `великий государь требует тебя к себе`.- `Где же он?` - спросил я, готовясь повиноваться.
- В комендантском,- отвечал казак. - После обеда батюшка наш отправился в баню, а теперь отдыхает. Ну, ваше благородие, по всему видно, что персона знатная: за обедом скушать изволил двух жареных поросят, а парится так жарко, что и Тарас Курочкин не вытерпел, отдал веник Фомке Бикбаеву да насилу холодной водой откачался. Нечего сказать: все приемы такие важные...`
Именно такой Емелька Пугачев отвечает народно-поэтическому представлению о великом государе.
Вся пугачевская тема сложена из этих двух половин - реальной и народно-поэтической, которые взаимопроникают и взаимодействуют, как выражения `красные рожи` и `пиитический ужас`. Вся эта тема- и жизнь, и сказка.
Потому что сама пугачевщина - этот страшный `русский бунт`- была ожившим народным эпосом.
В. Непомнящий
|