Каких целей, кроме отработки ориентации на листе, мы достигаем? Во-первых, совершенствуем моторику, во-вторых, развиваем глазомер, в-третьих, дети работают с радостью, поскольку упражнение проводится в игровой форме, в-четвертых, отрабатываем выполнение несложных инструкций. Задание можно усложнить сменой карандашей (след от фломастера ярче, но и ошибки заметнее), тогда инструкции усложнятся. Но восторг вызывает наисложнейший вариант выполнения, когда линии проводятся с закрытыми глазами.
Очень важным этапом освоения левшой тетрадного листа является верный отсчет клеточек во всех направлениях. Дело в том, что попытки их подстраховать часто заканчиваются провалом, так как ребенок попросту не замечает точки-подсказки! Поэтому команду "отступить вниз три клеточки" хорошо подкрепить движением руки вниз. Учителям, имевшим дело с левшами, не покажется глупым вопрос ребенка "Куда?!" после фразы учителя "Отступим от этой работы две клеточки".
Затем подходит очередь графических диктантов. Желательно, чтобы по окончании диктовки в тетради при верном выполнении получался какой-то узнаваемый силуэт, усложняющийся с каждым разом. Более сложный, но вполне доступный вариант диктанта включает задания с движением по диагонали клеток.
В современных пособиях встречается много заданий на подбор пары данной фигурке из нескольких приведенных ниже вариантов, среди которых присутствует и зеркальное изображение. Такое упражнение принесет пользу только после того, как дети получат алгоритм анализа изображения, ведь они часто просто смотрят на него, не понимая, как надо произвести выбор. Надо последовательно вслух проанализировать каждый рисунок, лучше даже поднося отдельно изображенную данную фигурку к рассматриваемому образцу и показывая признаки, по которым это сравнение ведется. Тогда подобное задание пойдет на пользу.
Полезно копировать образец, начав с простых фигур и постепенно их усложняя, но по-прежнему при предварительном анализе выделяя отдельные части и спланировав порядок работы.
Трудна, но доступна работа с танграмом - квадратом, разрезанным определенным образом на семь частей. Существует много рисунков для этой игры, которые надо составить, используя все части танграма. Учителю надо обязательно иметь свой увеличенный образец для демонстрации, но обычно этого показа бывает недостаточно, и приходится обходить все парты, объясняя ошибки расположения частей и неправильное положение треугольников, что указывает на неумение анализировать самостоятельно образец и синтезировать свою фигурку. Поэтому детям лучше работать в парах. Для облегчения первых попыток можно порекомендовать накладывать свои детальки на рисунок, хотя по правилам это делать запрещено. Подобные упражнения привлекательны не только занимательностью и несомненной пользой от их проведения, но еще и тем, что дети, не очень хорошо владеющие речью и часто незаметные на уроке, могут показать великолепные результаты в этой работе.
В процессе дальнейшего обучения иллюстрируем счет и вычисления движением по числовой прямой, в задачах работа с пространством присутствует в виде схем, не говоря уже о работе с геометрическим материалом.
Так, ненавязчиво учитель на уроке математики постоянно принимает участие в формировании пространственных представлений учеников, обеспечивая этим их успешность в других видах деятельности.
Учимся писать цифры
Зеркальное изображение букв и цифр преследует многих шестилеток, хотя для ребенка 5-6 лет как зеркальное письмо, так и рисование признаны физиологической нормой, они бывают неустойчивы и быстро исчезают. Феномен зеркального письма обычно связывают с левшеством, поскольку у этих детей зеркальное изображение букв, цифр, чисел и слов может закрепиться и носить более стойкий характер. Причем в этом случае сам ребенок ошибочных изображений не замечает и поэтому не исправляет.
Вызвано данное явление, по мнению ряда специалистов, нарушениями оптико-пространственного восприятия и зрительно-моторной координации в процессе становления межполушарного взаимодействия. Таким образом, феномен зеркальных движений возникает как результат функциональной недостаточности мозолистого тела, которое обычно достигает своей функциональной зрелости к 9-10 годам. Поэтому к 10 годам у ребенка количество зеркальных изображений идет на убыль.
|