Левшество продолжает, к сожалению, оставаться малоизученным явлением. А поскольку объяснением его существования служит отличное от правшей распределение функций между правым и левым полушариями головного мозга, то и основные успехи в области изучения этого феномена достигнуты нейропсихологами. К сожалению, результаты этих исследований практически не касаются педагогики, а если в появившихся по этому вопросу публикациях и встречаются рекомендации учителям, то они касаются в основном достаточно узких проблем, таких, как положение руки при письме или обучение точному (а не зеркальному) копированию образца, что на определенном этапе, безусловно, является очень важным, но недостаточным для решения множества мелких и крупных проблем, ежесекундно возникающих у этой категории детей, по крайней мере на первом-втором годах обучения. Объединяются же эти трудности в единую - школьная дезадоптация.
У всех левшей наблюдаются диспропорции формирования речи, чтения, пространственных представлений и эмоций. Это может выражаться как в опережении, так и в отставании от общепризнанных норм, что одинаково важно, потому что ребенок страдает в любом случае: при опережении ему становится скучно на уроке, при отставании возникают пробелы в знаниях. А поскольку аффективно-волевая сфера маленьких левшей отличается недостаточностью, то последствия неудач носят достаточно плачевный характер.
Внешне маленький человечек в школе учится, получая на каждом уроке определенные знания и навыки, а на самом деле он продолжает жить, расти и развиваться по заложенному природой закону. И в зависимости от того, как осуществляется его обучение, происходит или наращивание потенциала, или увеличение числа проблем.
Методом проб и ошибок, кропотливых поисков в научных публикациях и собственных инноваций мне удалось достаточно успешно обучить более полусотни левшей. Постепенно выработался подход к обучению этой непростой категории детей, который я и попытаюсь последовательно изложить.
Начну с самого главного - педагогических секретов обучения маленьких левшей.
Что всегда следует иметь в виду взрослому, обучающему левшу?
1. Медлительность левшей, с характерным застреванием в начале любого вида деятельности, что не должно стать предметом упреков.
Ни в коем случае левшу нельзя торопить, в суете он или наделает массу ошибок, или остановится совсем. А в ситуации стресса подобный ребенок часто впадает в такую панику, что об успешном завершении работы мечтать не приходится.
Поэтому ему нельзя сердито угрожать "попробуй только не напиши" - не напишет. Вредно напоминать перед работой о прошлой неудаче - накличешь новую. В большинстве своем левши нестабильны: их можно доброжелательно поддержать и в неизвестности ждать результата. Но радует тот факт, что, продираясь через все возможные трудности, они побеждают! Вдруг обнаруживаешь, что старые ошибки пропали, а новых уже меньше, чем прошлых. Но радоваться не стоит, что там ждет еще впереди?..
Кто-то может удивиться, но, исповедуя принцип "или умеет, или не умеет", с левшами даже взаимодействовать трудно. В работе с ними нужно терпение, чувство юмора (очень спасает), стремление понять и настроиться на другого, не считая идеалом себя со своими амбициями, желание постоянно думать и искать путь к победе. Получается, что главным становится девиз "Нет предела совершенству!" А путь усыпан пусть маленькими, но все-таки победами.
2. Необходимость создания спокойной доброжелательной атмосферы во время занятия, призванной успокоить в большинстве своем эмоционально неустойчивых и тревожных малышей, глубоко переживающих свои неудачи и промахи. Такая обстановка увеличит шансы на успех.
3. Следует учитывать в очередной раз повторяемую причину левшества - иную, отличную от правшей, организацию деятельности полушарий головного мозга, которая находит отражение в любой деятельности ребенка. Левши ведут себя иначе, пытаясь всеми силами добиться ясности в интересующем их вопросе, иногда игнорируя тактичность и перебивая собеседника, невзирая на возраст. Поэтому ребенок с признаками левшества редко бывает любим учителем. Его непреодолимое стремление уточнять и некоторое занудство вызывают протест преподавателя, если взрослый не объяснит себе причину описанного поведения особенностями протекания психической деятельности ребенка. Ведь далеко не всегда он так непонятлив. Очевидно, именно в данном вопросе сказывается несформированность первичного фактора, такого как, например, пространственные представления, а поскольку опора отсутствует, то ребенок вынужден выстраивать логические цепочки, подводящие его к верному решению. Причем чаще всего левша не ограничивается верным результатом, а в ходе своих многочисленных уточнений усваивает полученные знания, дабы воспользоваться ими при удобном случае вновь. Поэтому значительно полезнее для взрослого вдуматься в суть уточняемого и объяснить наилучшим образом.
|