Если попытаться исходя из собственного педагогического опыта выделить из описываемой категории детей отдельные группы левшей, а точнее сказать, неправшей, по количеству трудностей в обучении, то выясняется, что часто истинные левши с однородным профилем латеризации (следует иметь в виду, что у здорового человека левыми и рука, и глаз, и ухо, и нога быть не могут) оказываются добросовестными, ответственными учениками, имеющими хорошую и даже отличную успеваемость, правда, на мой взгляд, несколько прагматичными и прямолинейными.
Следующая группа включает эмоциональных, творческих учащихся, подчас нестабильных в учебе, но успешно осваивающих программу, особенно по ряду предметов.
Третья группа объединяет "встрепанных" детей с вечно развязанными шнурками, с беспорядком на парте, в портфеле и в голове, которые ничего не могут найти, систематически забывая как учебные вещи, так и программный материал. Как правило, у них перекрестная латеризация и без специальной индивидуально оказанной помощи их успешность тает, желание учиться улетучивается, уступая место унынию и недописанным работам.
К последней группе можно было бы отнести детей с ЗПР или умственной отсталостью, но их леворукость является не причиной, а результатом патологии.
А теперь вернемся к математике.
Почему же всем этим очень разным детям в той или иной мере необходима помощь при изучении математики?
Потому, что недостаточность или нарушение пространственных представлений, выраженные в той или иной степени, свойственны большинству левшей, включая и детей со скрытым левшеством. Поэтому немало трудностей сулит левшам именно математика.
Несформированность к моменту начала школьного обучения пространственных представлений и ряд других особенностей левшей служат предпосылкой именно к такому прогнозу.
Наряду с ожидаемыми сложностями при освоении первых геометрических построений возникают ошибки при счете, при выборе порядка действий в числовом выражении, да и ответы в примерах часто отличаются от того, что ожидается, хотя бы на единицу, причем как в устных, так и в письменных вычислениях: И список допускаемых этой категорией детей специфических ошибок можно было бы продолжить. А обилие ошибок - сигнал того, что целостность усваиваемых знаний нарушена и ребенку надо помочь, иначе трудности начнут расти, как снежный ком, уничтожая надежду на понимание и интерес к математике. Мы хорошо знаем, что обучение математике в начальной школе ставит целью создание базы для успешного овладения алгеброй и геометрией при последующей учебе в среднем звене.
От ребенка, перешедшего в пятый класс, ожидают:
- умения читать и записывать числа в пределах 1 000 000;
- прочного знания таблиц сложения и умножения однозначных чисел на уровне автоматизированного навыка;
- владения навыками правильных и достаточно быстрых устных вычислений в пределах ста;
- умения выполнять письменные вычисления: сложение и вычитание многозначных чисел, умножение и деление многозначных чисел на однозначное и двузначное с соответствующей проверкой правильности вычислений;
- умения находить значение числового выражения в несколько действий со скобками и без них;
- умения решать задачи в 2-3 действия;
- знания единиц измерения длины, площади, массы, времени с умением их перевода в более крупные или более мелкие, как того требуют измерения или условия задачи;
- умения выполнять простейшие геометрические построения и находить периметр и площадь прямоугольника.
И в каждом из изучаемых разделов наряду с прогнозируемыми методистами трудностями существуют сложности, характерные леворуким ученикам и детям со скрытым левшеством. Однако в подавляющем большинстве ребята, особенно из первой и второй групп, способны не только освоить программу начальной школы, но и с успехом справляться с задачами повышенной сложности, пусть не из всех перечисленных разделов.
Необходимо лишь, во-первых, в процессе обучения считаться с наличием "неправшей" среди учеников, используя (в том числе) необходимые для них способы объяснения, вовсе не мешающие процессу усвоения знаний классом, а делающие его доступнее и другим учащимся, поскольку учебный материал, поданный разнопланово, а не просто повторенный трижды, обречен быть усвоенным! А во-вторых, ученики в результате обучения математике должны не только усваивать программные знания, умения и навыки, но и развиваться в целом.
|