Учимся писать цифры
Проблема левшества остается одной из наиболее серьезных в педагогике. Сама группа леворуких детей настолько неоднородна, что невозможно, к сожалению, составить методические рекомендации по обучению этой категории учащихся, хотя Министерством здравоохранения и выпущены методические рекомендации о запрещении переучивания левшей и снижения требования к их каллиграфии.
Для более глубокого понимания серьезности проблемы леворуких детей Ольга ИНШАКОВА, учитель начальных классов школы N 57 г. Москвы, предлагает совершить небольшой экскурс в область нейропсихологии, а затем поговорить о том, как этим детям можно помочь при изучении математики.
Правое и левое полушария головного мозга предназначены для выполнения разных функций, что и носит название функциональной асимметрии полушарий. Применительно к процессу обучения можно сказать, что правое полушарие обеспечивает образное мышление, ориентировку в пространстве и чувственное восприятие мира, в то время как левое отвечает за абстрактное мышление и словесно-логический характер познавательного процесса. Несмотря на специализацию полушарий головного мозга, он функционирует как единое целое благодаря межполушарному взаимодействию.
Известно, что специализация полушарий головного мозга является врожденной. При доминировании левого полушария человеку характерна склонность к логическому мышлению, обобщениям, правополушарные люди более эмоциональны, с развитым воображением. Причем к этим двум типам относится примерно половина человечества, в то время как у оставшейся части не наблюдается ярко выраженного доминирования полушарий.
Каждому взрослому человеку свойствено предпочтение (асимметрия) одного из двух парных органов - рук и ног, слуха, зрения. У здорового индивидуума возможно отсутствие предпочтения лишь для одного или двух парных органов при обязательной одинаковой асимметрии других. Каждый человек имеет присущее ему сочетание предпочтений (асимметрий), называемое индивидуальным латеральным профилем: психическим, обусловленным специализацией полушарий мозга; моторным, говорящим о предпочтении ведущей руки (и ноги, что сейчас не рассматривается), и сенсорным - показывающим выбор для ведущего глаза и ведущего уха. Теоретически выделяют правый, левый и смешанный латеральные профили, однако и среди них есть достаточно большое число сочетаний. Для детей младшего школьного возраста дело обстоит значительно сложнее, поскольку их индивидуальный латеральный профиль может окончательно сформироваться только к 9-10 годам, так как созревание структур головного мозга представляет собой длительный и неравномерный процесс, протекающий одновременно с развитием и ростом самого ребенка.
К первому классу латеральный профиль оказывается сформированным лишь у половины учащихся. К несформированному латеральному профилю относят иногда и отсутствие доминирования, то есть в случае руки - амбидекстрию. Дети с однородным (правым или левым) профилем представляют достаточно благополучную группу в плане необходимости специфического подхода к их обучению. Более "проблемную" группу представляют учащиеся, у которых ведущий глаз не совпадает с ведущей рукой.
Таким образом, категория левшей расширяется, включая леворуких детей, ребят, пользующихся правой рукой при письме, но выбравших ее для этой цели под нажимом родителей или педагогов и внешне леворукими не являющихся, амбидекстров и детей с признаками левшества. Постепенно становится понятно, что левшество не сводится к внешне заметной леворукости, а может присутствовать в функциях всех парных органов.
Таким образом, при левшестве предпочтение левой руке составляет внешнюю часть проблемы, а на первый план выходит иная, отличная от правшей межполушарная асимметрия головного мозга. Следовательно, имеет место другое распределение функций между левым и правым полушариями, что отражается непосредственно на любом виде деятельности ребенка, в том числе и учебном. В левшестве проявляется и иное межполушарное взаимодействие, которое в процессе развития ребенка совершенствуется благодаря как созреванию отдельных зон коры, так и окончательному формированию нервных путей, соединяющих оба полушария. Поэтому частичное отставание от сверстников у ребенка с перекрестной латеризацией может быть преодолено к концу обучения в начальной школе, если к этому времени не накоплены различные негативные факторы, возникшие в процессе его обучения и воспитания.
|