Исследования показывают, что зеркальные изображения недолговечны у детей с однородным латеральным профилем, то есть с ведущими левыми рукой, глазом и ухом. А вот в случае несовпадения ведущих руки и глаза зеркальные ошибки носят достаточно стойкий характер, поэтому необходимо начинать коррекционную работу по предотвращению зеркального письма по крайней мере на начальном этапе обучения, а еще лучше - в дошкольном возрасте.
Ведь зеркальное написание цифры или буквы "не в ту сторону" само по себе не так страшно, но перевернутая "вверх ногами" двойка уже воспринимается в примере пятеркой: Путаница в направлениях право - лево приводит к прочтению примера в обратном порядке, а слоRва с конца: К сожалению, встречаются и более сложные варианты зеркального письма. Мир в тетради уходит из-под контроля ребенка, потому что ему самому эти оплошности совсем не заметны. Поэтому надо придерживаться системного подхода во всем. Постоянно работая над понятиями право - лево, верх - низ, учим правильно писать цифры, привлекая образы и другие яркие приемы, при этом каждый раз настойчиво напоминаем, что глаза и ручка по строчке движутся слева направо, причем начало строки хорошо пометить ярким значком. Движение глаз по строке надо отрабатывать специально, но лучше в игровой форме, выложив, например, строчку разноцветных кружков, когда ребенок последовательно называет их цвета. Постепенно длину строчки увеличиваем, а задание немного усложняем, то есть работаем и с целостным восприятием записи, и с каждой цифрой отдельно. Понятно, что особое внимание уделяем тем цифрам, которые могут быть изображены зеркально и перепутаны друг с другом: 2 и 5, 6 и 9, плохо написанная в противоположную сторону 7 может быть воспринята как 1.
Надо настойчиво обращать внимание ребенка на неверное изображение, исправляя и придумывая, на что похожа неподдающаяся цифра, с проговариванием этого сравнения вслух.
Часто неверное зеркальное изображение букв или цифр закрепляется у ребенка именно в дошкольном возрасте, когда он сам начинает писать их. Однако на этом этапе требования к малышу существенно мягче, такие искажения вызывают улыбку, надежды на их недолговечность и в лучшем случае мягкое замечание. Однако если ребенок - левша или еще не может отдать предпочтение какой-либо руке, такое отношение чревато неприятными последствиями. Ведь переучивать всегда труднее.
Значительно полезнее порисовать эту цифру вместе с ребенком, выяснить, на что она похожа, акцентируя внимание на том, "куда она смотрит", тем более, что, услышав о важности правильного изображения, малыш сам озаботится этим требованием и будет у вас постоянно сверяться. Даже во взрослом возрасте, особенно в ситуации стресса, левше трудно быстро назвать направление право или лево. В детстве левша выбирает для себя эти ориентиры по родинке на руке, по неровности на зубе. А один первоклассник при просьбе определить у себя правую руку сначала представлял себя на кухне и ориентировался на кухонное окно:
Поэтому при знакомстве с единичкой после выяснения того, из каких элементов она состоит, стоит обсудить, куда смотрит ее носик, а можно пририсовать цифре головку, чтобы она протягивала влево руку-палочку, - ведь такой образ цифры намного ярче и лучше запомнится. Интересно собрать ее из мозаики, что тоже поможет верно ориентированному изображению закрепиться, - ведь на плоскости наборного полотна цифра неподвижна. Собранная же из конструктора единица будет ребенком при игре повернута, что может внести ненужную сумятицу и только добавит путаницы. А вот данное на занятии по изучению цифры задание по зачеркиванию в ряду единичек ее зеркальных вариантов цели не достигнет, поскольку образ цифры пока не закреплен.
Считаем, что поскольку мы пишем слева направо, то направление "вперед" совпадает с направлением письма. Поэтому получается, что 1, 2, 3, 4, 5, 7 и 9 "идут" или "смотрят" назад и только 6 "стоит" к ним спиной, а 8 и 0 "дружат" со всеми. Можно придумать про это целую историю, и тогда надежды на верное написание обретут реальность.
|